В г. Волжске в зале «Ариада» 28 июля прошёл спектакль Московского драматического театра имени Есенина «Дети Дон Кихота».
Много прекрасных актеров вошло в историю нашего театра и кино, но только двое из них перешагнули 100-летний рубеж, оставаясь в профессии — это Николай Анненков и Владимир Зельдин. Зельдин — человек-эпоха, даже если бы он сыграл одну единственную роль в фильме «Свинарка и пастух», то уже бы обрел народную любовь, а у него было еще множество ярких ролей. А какой жизненный путь: не один раз был близок к смерти, похоронил двухлетнего сына, женился под 50, продолжил выступать на сцене в 100!
Этому великому актеру и посвящен спектакль, поставленный художественным руководителем, главным режиссёром и одним из основателей этого театра Ярославом Шевалдовым, который вместе с актрисой Анной Сардановской и музыкантом Юлией Толстиковой порадовал своей игрой волжан. Выступление московских гостей в нашем городе было организовано отделом православной культуры Волжской епархии.
«Дон Господом почётно приглашён:
Быть зрителем в Его небесном зале…
Смотреть, чтоб люди не переиграли,
Чего себе не мог позволить он…»
Эти точные слова, написанные Ярославом Щевалдовым, можно соотнести и с Зельдиным, и с драматическим искусством в целом.
Спектакль получился камерным и душевным. Зрители насладились слушанием песен и отрывков из книги воспоминаний Владимира Зельдина, лицезрением танцев в исполнении актеров, которые делились со сцены огромной любовью к этому человеку-легенде.
«Мечтать — пусть обманет мечта,
Бороться, когда побежден,
Искать непосильной задачи,
И жить до скончания времен!
Любить, пусть обманет любовь,
Остаться неведомо где,
Когда опускаются руки —
Тянуться к далекой звезде!»
(«Обет Дон Кихота»)
Название постановки — не только намёк на многочисленные роли, сыгранные Владимиром Михайловичем. «Дети Дон Кихота» — это еще и сами артисты «Драматического театра имени Сергея Есенина», для которых творчество Мастера являет собой пример истинного служения Искусству.
Сам же Зельдин, как мы узнаём из книги его воспоминаний, не раз чудесным образом спасался от смерти. То его в детстве чуть под колесо парохода не затянуло; то от дифтерита он едва не умер… Родители его скончались в среднем возрасте, и известный уже тогда артист решил: раз ему было дарованы и спасение от напастей разных, и долголетие впридачу — значит, должен он много хорошего совершить.
И — совершил! Со страниц книги «глядит» на нас не только известный артист, но и прекрасный, честный и добрый человек, воплотивший в себе все самые лучшие качества своих героев.
Зрители имели возможность вспомнить сцену признания в любви героя старого фильма «Учитель танцев» пылкого Альдемаро (Ярослав Шевалдов) красавице Флореле (Анна Сардановская) и увидеть их зажигательный танец, услышать старую добрую песню о Москве — «свидетельницу» тех самых времён, когда знакомились люди в столице — и на всю жизнь становились друзьями!
Почти все герои Владимира Зельдина воскрешают такие забытые понятия, как рыцарство, порядочность, искренняя любовь, восхищение дамой сердца и желание победить зло. Даже чудаковатый старичок Князь из спектакля «Театра Советской Армии» «Дядюшкин сон», умело окрученный алчной Марьей Александровной Москалевой, поражает своей добротой и галантностью. Прихрамывая, направляется он к зрителям, и делает комплименты понравившейся ему даме… И, хотя Князь с трудом отличает сон от яви, и не помнит, правда ли делал предложение красавице Зине, он честно пытается вспомнить все, что с ним произошло. Потому что, будучи «осколком старой аристократии», осознаёт, что жениться на девице, годящейся ему во внучки, в высшей степени неприлично! И, не в силах распутать всю эту интригу, удаляется, подарив на прощание грустную песню «Старый клоун»:
«Он кумиром был когда-то – цирк ему рукоплескал.
Жизнь, наверное, виновата, что так быстро он устал.
Стали зрители капризны, что им надо – не понять,
И ворчит директор цирка: «Надо клоуна менять».
Пройдёт много лет, а творческое наследие, оставленное нам Владимиром Зельдиным, будет все так же важно и нужно истинным поклонникам прекрасного, как это было при жизни актера.
Спектакль «Театра Советской Армии» «Человек из Ламанчи» и сам Владимир Михайлович в главной роли, полностью переворачивают «школьное» представление о Дон Кихоте как о смешном старике, на потеху окружающим воюющем с ветряными мельницами и выбирающем простую деревенскую женщину Дамой своего сердца.
Современный Дон Кихот (Ярослав Шевалдов) выскакивает на сцену и, потрясая самодельным копьем, вызывает на бой Могучих Великанов. И горячо убеждает грубую и насмешливую Альдонсу (Анна Сардановская) в том, что она — его прекрасная Дульсинея.
Привлекает своей харизмой людей, чистых душой и сердцем. Рыцарь Печального Образа предпочитает прослыть сумасшедшим, нежели неблагородным. Он не проходит мимо подлости, гадости, обмана; защищает униженных, угнетенных и обиженных. И пусть его называют чудаком, зато он — не трус!
«Дон Кихот, вдохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен прожить её. Не называй своим ничего, кроме своей души. Люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь стать», — это не просто слова, которые произносит Дон Кихот, а обращение Владимира Зельдина ко всем нам.
После просмотра этого спектакля хочется стать хоть немного лучше. Нет, Намного Лучше. Вспомнить те далекие (и не очень) времена, когда мужчины отличались мужеством, благородством, искренностью и верностью. Восхититься прекрасным миром, открытым для нас одним добрым и очень одаренным человеком, Артистом с большой буквы — Владимиром Михайловичем Зельдиным. И, хотя маски жутко мешают, все же пропеть строчки из «Обета Дон Кихота», которым традиционно заканчивался спектакль «Человек из Ламанчи»:
«И пускай я погибну в бою, и неравном бою,
Но пройду до конца я прямую дорогу свою…
Станут люди сильней от того,
Что чудак, побежденный везде,
Когда опускаются руки,
Тянулся к далекой звезде!»
В материале использован отзыв о спектакле Ирины Красильниковой