Епископ Феофан 22 сентября совершил Божественную литургию в Волжске

Епископ Волжский и Сернурский Феофан 22 сентября, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

Архипастырю сослужили клирики собора, песнопения исполнили певчие народного хора.

По окончании богослужения глава епархии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует воскресный день и продолжение праздника Рождества Пресвятой Богородицы. И также сегодня отдельно празднуется память святых Богоотцев Иоакима и Анны. Мы знаем, как высока была перед Богом их жизнь и сколько напрасных поношений пришлось им претерпеть от людей, которые считали их бездетность следствием каких-то грехов.

На самом же деле Господь Своим промыслом уберегал Иоакима и Анну до времени, чтобы они могли совершить подвиг благочестивой жизни и испросить себе возможность родить дитя, и чтобы утешением для них стало рождение особенной Дочери – Приснодевы Марии, от которой в последствии произошёл бы Спаситель мира. И вот, в печальных размышлениях, после того как у Иоакима первосвященник не принял его жертву в Иерусалимском храме, Иоакима отправляется в пустыню, чтобы своей печалью не причинить боль супруге Анне. Он молится там о даровании дитя, чтобы прекратилось, наконец, поношение их семьи.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, также со слезами молится Господу, но безропотно уповает на промысл Божий и призывает милость Божию на их семью. Через некоторое время является им Архангел Гавриил и возвещает радостную весть, что от их семьи произойдёт Приснодева Мария, от которой впоследствии явится Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. Святые Иоаким и Анна, по слову Архангела, пришли навстречу друг другу в Иерусалим.

Иоаким оставил пустыню, и Анна из дома пришла к Золотым воротам, где они встретились и в радости осознали на себе милость Божию. Вскоре, действительно, родилась у них дочь, благословенная Богом, которую они в радости сердец своих посвятили на служение Ему в Иерусалимском храме. Иоаким отошёл ко Господу в возрасте восьмидесяти лет, а Анна – в 79 лет, пожив два года при храме, где воспитывалась их Приснодева Мария.

Удивительно мы видим, как союз этих двух любящих людей явился примером для многих и многих семей в мире. Преподобный старец Паисий Святогорец говорит о том, что Господь наш Иисус Христос мог бы и раньше, чем 2000 лет назад, воплотиться на земле, если бы нашлись такие благочестивые и чистые люди как святые праведные Иоаким и Анна. И вот, когда создалась такая семья из этих двух святых людей, Господь усмотрел именно в этой семье даровать благословение на рождение Пречистой Божией Матери, чтобы потом воплотиться от Неё на земле, проповедовать миру и добровольно пострадать на Кресте.

К сожалению, в нынешнее время этому примеру благочестивейшей жизни немногие следуют при создании семьи. Если молодые люди, создающие семьи далеки от Церкви, то во многих случаях они руководствуются печальными мирскими страстными пожеланиями для вступающих в брак. Для невесты, если она не воцерковлена, далека от святоотеческих поучений о браке, представляется только земное счастье. К сожалению, её муж ей видится только богатым человеком. И юноша, если вступает в брак далёким от Церкви и понятий о Боге и спасении души, видит в своей будущей избраннице только внешнюю красоту, не задумываясь о том, соответствует ли внутреннее состояние души её будущей супруги её внешней красоте.

Как часто бывает эта печальная разница между внешней красотой и внутренним хаосом души, и горько видеть потом быстрое расставание таких супругов, частые разводы. И всё это неблагоприятно может сказаться в целом на жизни нашей страны. Но сегодня, вспоминая благочестивейших супругов Иоакима и Анну, мы видим, что они действительно любили друг друга не только потому что привлекали друг друга какой-то внешней красотою или каким-то материальным состоянием. Эти чувства были даны Богом. И промыслом Божиим эти люди создали семью и пришлось им понести крест неправильного поношения от еврейского народа за их бездетность, но они не изменили своей духовной жизни, ради любви к Богу старались продолжать своё подвижничество во всяком благочестии и чистоте. Когда Архангел Гавриил возвестил им о том, что у них родится благословенная Богом дочь, то они с радостью устремились друг ко другу и были вместе не ради плотской похоти, но ради исполнения послушания Божия.

Во многих ли семьях ныне живёт такая любовь и такие высокие духовные размышления о назначении семьи? Сегодня мы обращаемся к покровителям семейной жизни святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, чтобы они, даровавшие нам добрый пример благочестивой семейной жизни, испросили у Бога для русского народа православное осознание всей своей жизни и также православное понимание создания семьи: зачем создаётся семья, что это одно из добрых дел, посредством которого человек, в семейной жизни состоящий, может устремиться ко спасению своей вечной души.

Двое супругов, живущих в семье, должны помогать друг другу нести жизненный крест, не отяжелять его друг другу, но постараться молиться друг за друга и душой и телом помогать вместе идти по тернистому пути к вечной радости со Христом. Мне хотелось бы от всего сердца пожелать всем молодым семьям, создаваемым ныне в нашей стране и во всём мире, чтобы они жили во внутреннем мире с Богом и друг со другом, их жизненный путь был благочестивым перед Богом и добрым примером для других, о разводе не было бы и помышлений в сердцах. Мы обращаемся к святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне с молитвенной просьбой о даровании крепких и добрых семей. Пусть все мужья и жены будут святыми и обретут от Бога милость, прощение и вечное спасение во Царствии Небесном!

Призываю на всех вас, дорогие братья и сестры, Божие благословение. Молитвами Пречистой Божией Матери, святых праведных Богоотцев Иоакима и Анны Господь да укрепит на жизненном пути всех, кто создал семью, упрочит благочестие для доброго ответа перед Богом на Страшном Суде. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!»