В Неделю Торжества Православия епископ Феофан совершил литургию в Никольском соборе г.Волжска

В неделю 1-ю Великого поста (Торжество Православия), 17 марта, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе г. Волжска. Накануне вечером епархиальный архиерей возглавил в кафедральном храме всенощное бдение.

   Его Преосвященству сослужили клирики Никольского собора.

   В воскресные дни Великого поста богослужение совершается с особой торжественностью. Устав предписывает в эти дни совершать Божественную литургию Василия Великого, отличающуюся большей продолжительностью, чем литургия Иоанна Златоуста. В каждый из воскресных дней к празднованию Воскресения Христова добавляется воспоминание о каком-либо событии или память святого.

   Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия. Празднество установлено Патриархом Константинопольским Мефодием в память об окончательной победе Церкви над иконоборчеством в IX веке.

   После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

   Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

   На Руси чин Торжества Православия был введен в XI веке. В конце XVIII века он был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом.

   Чин включает в себя торжественное поминовение всех, кто на протяжении веков своими трудами, а иногда и подвигом исповедничества и мученичества защищал православную веру.

В этот день священники служат в праздничных золотых облачениях. Облачения золотого (желтого) цвета используются на службах, посвященных памяти святителей, трудами которых и утверждалась Церковь.

   В Никольском соборе чин Торжества Православия был совершен после Божественной литургии. На середину храма вынесли иконы Спасителя и Божией Матери. После сугубой ектеньи, епископ Феофан произнес молитву о еретиках и раскольниках, прося Бога, чтобы Он просветил их Божественным светом, умягчил их ожесточение, отверз им слух, исправил их развращение и жизнь, не согласующуюся с христианским благочестием.

   Далее диакон Иоанн Захаров трижды возгласил: «Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса Един». Затем он прочитал молитвы, в которых верующие призываются благодарить Бога за сотворение мира, промыслительную заботу о человечестве после грехопадения, воплощение Сына Божия, научение истинам веры через пророков и апостолов. Все молящиеся в храме пропели Символ веры, по окончании которого диакон возгласил: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». После этого была возглашена вечная память древним отцам Церкви, благоверным царям и царицам, были спеты многолетия церковным и светским властям.

По завершении богослужения владыка Феофан обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом.