Епископ Феофан совершил вечерню с чином прощения в Никольском кафедральном соборе

Епископ Волжский и Сернурский Феофан, 2 марта 2025 года, совершил вечерню с чином прощения в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

Его Преосвященству сослужило духовенство Волжской епархии. Песнопения исполнил народный хор под управлением Марии Захаровой.

Первая часть службы совершается в светлых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

Напутственное слово владыки Феофана перед началом Великого поста:

«Во имя Отца и Сына и Святого духа. Дорогие всечестные отцы, братья и сестры. В последний день перед Великим постом, мы обращаемся друг к другу со словами, в которых испрашиваем прощение. Мы желаем друг другу, чтобы Пост, который нам предстоит прожить до встречи Светлого Христова Воскресения, был благодатным, действительно угодным Богу как христианская добродетель, чтобы каждый из нас этот путь Великого поста прошел с внутренним покаянием. Необходимо задуматься о том, что Пост — есть основание для многих других добродетелей. Ибо когда человек постится, он особенно старается быть духовно трезвым. Он смотрит на то, какие помыслы приходят в его сердце, каких из них необходимо сторониться, а какие принимать и воплощать в жизнь. Бывает так, что человек порой больше обращает внимание на внешнее соблюдение поста в пище, и тогда, возможно пост будет не полноценным. Но если мы обратим внимание на воздержания от злых слов, от воплощения греховных желаний, будем придерживаться насколько возможно целомудренной, правильной и любвиобильной жизни, тогда этот Пост  будет продолжаться  как сладкая беседа с Богом в течение всей нашей жизни. Воздержание от злых желаний, слов, деяний никогда не может быть ограничено каким-то временем- временем поста, дня. Воздержание от зла должно быть всегда, чтобы злые помыслы не успели найти места в нашем сердце и не воплотились бы в злые слова, деяния. Тогда и телесный пост будет приносить пользу посту душевному. А если пост соединится с милостыней, тогда – это два крыла для нашей молитвы, которая будет возлетать к Богу, и Господь будет милостинно принимать её. Постараемся, насколько хватит наших человеческих сил, от всего сердца простить всех, кто нас обидел, огорчил, согрешил против нас, и в мире душевном совершать доброе дело Великого поста.

Вспоминаем о том, как в древности, в христианской церкви в IV-V столетии по Рождестве Христовом, называемые «золотым» веком христианства, в расцвет монашества, святые отцы соблюдали посты. Это святоотеческое наследие донесено до нас из древних книг. И читая Древний Патерик или Патерик какого-либо известного монастыря, мы видим, для того, чтобы духовно сосредоточиться  во время Великого поста и привести душу в особое духовное состояние беседы с Богом, монахи уходили из монастыря в пустыню. И там,  взяв немного хлеба и воды,  предавали  себя в руки Божии, кто сколько мог по времени. Затем, к концу Великого поста братия возвращались в монастыри, и уже все вместе встречали праздник Светлого Христова Воскресения.  И уходя в пустыню перед Великим постом, братия просили друг у друга прощения, не зная, кто из них обратно вернется к Светлому дню Воскресения Христова, а кого из них смерть  может застать в пустыне. Эти братия друг друга прощали и заранее приветствовались пасхальным приветствием:«Христос Воскресе!» И сегодня, во время чина прощения, мне хотелось бы, попросить клирос, чтобы у нас прозвучала стихира Пасхи или пасхальный канон, чтобы мы почувствовали себя в тех условиях, в которых были когда-то древние христиане.

Хранит вас всех Господь на многая и благая лета в добром здравии и душевном мире».