Епископ Волжский и Сернурский Феофан 24 апреля, в Светлый четверг, совершил Божественную литургию в храме в храме новомучеников и исповедников Российских в г. Волжске.
Архипастырю сослужили благочинный Волжского церковного округа иерей Алексий Скрябин, настоятель храма иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» д. Полевой, клирик Никольского кафедрального собора диакон Иоанн Захаров, песнопения исполнили певчие под управлением Марии Захаровой.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
После богослужения и пасхального красного хода епископ Феофан обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сёстры! Сегодня сердечно всех вас поздравляю с наступившим праздником Светлого Христова Воскресения! В течение Светлой Седмицы мы совершаем богослужения в городских храмах нашей епархии, и в каждом храме разделяем радость со всеми пришедшими прихожанами и священнослужителями. И стараемся эту радость доносить и до людей, которые еще не воцерковлены.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех епархиях Русской Православной Церкви совершаются акции пасхальные, в которых людям раздаются буклеты с разъяснением смысла праздника Светлого Христова Воскресения, рекомендуемые добрые дела описаны в этих буклетах. А также приглашаются люди на мероприятия, проводимые в честь Светлого Христова Воскресения. И все это для того, чтобы приобщить как можно больше людей к этой необыкновенной радости, которую Господь дает сейчас нам почувствовать в эти светлые дни.
Еще неделю назад мы приходили в храм, чтобы разделить с Господом Его страдания во время Страстной Седмицы. А до этого весь Великий пост мы ходили в храм и внутренне, с сокрушением сердца, вглядывались в свою душу, желая изменить порядок нашей жизни, образ мыслей, желаний, слов, чтобы всё в нас соответствовало званию христианина, чтобы мы были действительно по духу родными для Господа нашего Иисуса Христа. И сейчас, на Светлой седмице, Господь всем даровал почувствовать ту радость, которую Он даровал, когда совершил Свой подвиг на Кресте, добровольно дав людям распять Его и умертвить.
Пострадав даже до смерти Своей человеческой природы, Господь наш Иисус Христос, разлучившись душою от тела, сошел во ад, чтобы там душам человеческим проповедовать Великое Благое Слово. Действительно, Евангелие, как Благая Весть, прозвучало из уст Спасителя уже в преисподней, где находились души человеческие, которые сошли туда после смерти. В течение пяти с половиной тысяч лет после сотворения первого человека, люди после грехопадения первых людей не могли войти в рай, ибо после изведения людей из рая по причине грехопадения наследники Адама и Евы после смерти могли находиться только в преисподней, ибо рай был закрыт до времени искупления человеческого рода.
И вот Господь наш Иисус Христос, добровольно воплотившись на земле, проповедуя Евангелие, сотворяя множество чудес, а затем добровольно отдав себя в руки грешников, пострадал на Кресте и искупил человеческий род от греха. И душою Своею сошёл во ад, проповедуя там, чтобы, возможно, и там, услышавшие его проповедь, последовали бы за ним из ада в рай. Вновь, через многие тысячелетия, перед Сыном Божиим впервые отверзся, открылся рай. И за ним последовали туда и праведники, ожидавшие пришествия Спасителя в Ветхом Завете, и люди, которые, услышав его проповедь в преисподней, откликнулись на неё и также последовали за Ним из преисподней в рай.
И теперь, приходя в храм, мы видим, что в иконостасе на Светлой Седмице отверсты врата и царские, и диаконские, которые символично напоминают нам о том, что во время, когда Господь совершил подвиг искупления человеческого рода, рай вновь был открыт для человеческих душ. И кто принимает Святое крещение в Православной Церкви и следует за Христом по жизненному пути, исполняя Его заповеди, имеет блаженную надежду, что по смерти, по милости Божией, он может войти в рай, будучи искупленным тем подвигом, который Господь понес на Кресте за каждого из нас, чтобы все верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную.
Сегодня Церковь Святая празднует память святого священномученика Антипы, епископа Пергамского. Этот великий святитель жил в середине первого столетия после Рождества Христова и был одним из учеников святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он был епископом города Пергама и, к сожалению, в то время правителем Римской империи был языческий император Нерон, который известен своими страшными гонениями.
В то время те, кто не желал приносить жертву ложным богам, по сути бесам, либо изгонялся за пределы Римской империи, либо умертвлялся. И вот святитель Антипа, будучи светильником на свещнице церковной, в своей жизни многих и многих людей обращал от заблуждения языческого и словом, и образом жизни. Люди устремлялись за ним, оставив заблуждение язычества.
Жрецы языческие, не понимая проповеди святителя Антипы, говорили ему: «Что ты проповедуешь о каком-то Христе, который как злодей был распят при Понтийском Пилате, а мы проповедуем, — говорили они, — о древних божествах». Но святитель Антипа отвечал им, что Господь наш Иисус Христос, Сущий прежде век, то есть ещё не был сотворен мир, а уже Единый Истинный Бог в трех лицах существовал. И поэтому он проповедует им истинного Бога. А тут сложены страшные повествования с наличием всех человеческих страстей и пороков, приписываемых этим ложным божествам.
Когда, увидев непреклонность убеждений святителя Антипы, языческие жрецы схватили его и повлекли в храм Артемиды, одной из богинь. Там было устроено место казни для многих христиан, ибо был изобретен медный бык, как бы небольшое помещение, в которое бросали несчастного человека, а снизу начинали разжигаться костры, и человек заживо изжаривался внутри. А у быка внутри были специальные перегородки, и когда человек кричал от боли, то у быка из его пасти исходил уже не крик человеческий, а рёв, похожий на бычий, ибо человеческий голос изменялся внутри этого изобретения. И затем сжигаемая человеческая плоть выходила в виде дыма из ноздрей этого страшного сооружения.
И вот святитель Антипа, находясь в страшном состоянии пытки смертной, молился Господу о том, чтобы Он утвердил людей в вере истинной, в Единого Истинного Бога, и принял его душу в руки Свои. Господь сотворил чудо, и святитель Антипа не сгорел. Огонь при всей своей температуре, которую он передавал этому медному быку, не тронул тело святителя, и святитель Антипа мирно как бы уснул. Такое было успение святителя внутри этого медного сооружения.
Ночью же христиане тайно взяли тело святителя и с честью погребли в городе Пергаме, устроив особую гробницу над его могилой. И вот в этой гробнице святителя происходили удивительные чудеса и исцеления. И в наше время особенно людьми замечено, что те, кто страдает зубной болью, обращаясь к святителю и уже теперь священномученику Антипе получают исцеление. И мы с вами будем помнить о подвиге священномученика Антипы и сердцем своим обращаться к нему, как к близкому ученику святого апостола Иоанна Богослова и великому угоднику Божиему, который ради Христа претерпел страдания даже до смерти.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю всем нам возыметь такую же крепость веры и твердость убеждений в православной вере, как у древних святых мучеников, которые не боялись проповедовать и говорить друг другу «Христос воскресе» и отвечать «Воистину воскресе». Ибо в то время, когда были языческие императоры, свидетельство о Христе Воскресшем могло стоить человеку жизни. И святитель, а ныне священномученик Антипа явил своим образом жизни и смерти свидетельство о Христе Воскресшем.
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Светлым Христовым Воскресением и приветствую пасхальным: Христос воскресе! Мир и радость о Христе Воскресшем да пребывают в ваших добрых сердцах!»






















