Епископ Волжский и Сернурский Феофан 19 января, в праздник Крещения Господня, совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.
Архипастырю сослужили клирики собора, песнопения исполнили певчие архиерейского хора под управлением Любови Михеевой.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
После богослужения архипастырь обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с наступившим днём Богоявления и Крещения Господня! День Крещения Господа нашего Иисуса Христа еще называется и Богоявлением, так как именно в этот день, когда Спаситель пришел на берег реки Иордана, чтобы креститься от Иоанна Предтечи, все три Лица Пресвятой Троицы были явлены людям во время крещения Господа.
Сын Божий вошел в воды реки Иордан, Дух Святой в виде белого голубя спускался с Небес на Его главу, а также прогремел, как гром, голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Итак, все три лица Пресвятой Троицы были явлены людям. Посему и день сей, так же, как и Крещение Господне, называется еще и Богоявлением. Церковь научает нас в этот день почитать Пресвятую Троицу лицами Единого Истинного Бога, почитаемого в трех лицах.
Празднование этого события, жизни Господа Иисуса Христа, относится еще к первым апостольским временам. Так во II столетии по Рождестве Христовом разными святыми отцами упоминается о праздновании Крещения Господня. И в III столетии и в IV праздновали крещение Господа нашего Иисуса Христа. И так утвердилось это празднование великого события.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, о крещении Господа Иисуса Христа, что как Богочеловеку, в отличие от нас, абсолютно безгрешному, конечно же, крещение во оставление грехов Господу было не нужно. Но Господь вошел в реку Иордан, чтобы освятить вод естество и погребсти под этими освященными водами грехи человечества. Теперь, когда Господь наш Иисус Христос уже принёс Себя в жертву на Кресте, и совершил дело искупления человеческого рода, то в Таинстве крещения, воистину, каждый человек спогребается со Христом трижды и трижды совоскрешается с Ним. Грехи прощаются в Таинстве крещения впервые в человеческой жизни.
В Церкви также установилась традиция, что в навечерие Крещения Господня, а именно в Сочельник, крестились раньше люди, которых мы называем оглашенными, то есть люди, в течение определенного периода готовившиеся к принятию этого великого Таинства. Они оглашались, то есть научались премудрости Божией и церковным традициям. Им объяснялись догматы Церкви, установленные на восьми Вселенских соборах. И вот, действительно, в Божественной Литургии святителя Василия Великого сегодня поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Всем нам, дорогие братья и сестры, Святая Церковь говорит сегодняшним богослужением, молитвословиями, посвященными этому празднику, чтобы мы совлеклись ветхого человека, то есть, чтобы мы возненавидели грех и встали на путь праведной жизни во Христе. Ибо жизнь христианина, начатая им в купели крещения должна продолжаться во всяком благочестии и чистоте во весь его тернистый путь к спасению.
Никто не может гарантировать, что он после крещения и оставления грехов вновь не впадет в какие-то согрешения, но Господь своим промыслом устроил Таинство покаяния и причащения Святых Христовых Таин в Церкви, чтобы каждый верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную, чтобы каждый, вкушающий тело и кровь Христову, с раскаянием прежде на исповеди и отставлением грехов, действительно мог принять божественную благодать в своем сердце. Чтобы никто не унывал и не отчаивался, Господь явил Свою милость. И сегодня одно из проявлений милости к человеческому роду мы видим в том, что Господь, как и прежде, ежегодно в дни Крещения Господня, вчера на Сочельник и сегодня в сам праздник Крещения Господня,сообщает особую благодать воде крещинской. И мы с верой почерпаем эту святую воду, вкушаем её, приносим в домах свои, И наши ближние могут вкусить эту воду, окропить себя, как храм Духа Святого, окропить жилища, все предметы, с которыми соприкасаемся мы в нашей жизни, чтобы всё в нашей жизни христианской действительно было свято, освящено благодатью Всесвятого и Животворящего Духа.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), известный ещё и как великий врач, хирург, пишет нам в своих трудах такие слова: «Вкушайте ежедневно святую воду, ибо о пользе её вкушения говорю вам не только как священнослужитель, но и как врач». То есть, он говорит о том, что вкушение святой воды даёт пользу не только освящением нашей вечной души, но и освящением и оздоровлением нашего временного тела, которое, хотя и смертно, но может послужить нашей душе в приобретении многих добродетелей, если будет в здравии. Когда же человек болен и прикован к постели, то сам, наверное, кроме молитвы, особенных добродетелей сотворить не может, а также и требует постороннего ухода других людей. Но, вкушая святую воду, мы будем надеяться, что Господь, даровавший нам такую милость, такую великую благодать в этой воде, дарует через вкушение её не только душевное, но и телесное здравие каждому, с верою принимающему святую воду.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с сегодняшним праздником и желаю, чтобы каждый приходящий в храм всегда уходил из храма преображенным и утешенным, ибо назначение каждого православного храма – это душе человеческой утешение от Бога. Действительно, входит человек в храм в одном состоянии, а когда он исповедовался перед Богом, получил прощение, а потом причастился Святых Христовых Таин, вкусил святой воды, он выходит из храма с преображенной душой. Ибо благодать Божия, таинство в Церкви, как то инсповедь и причастие, а также просто впущение святой воды, действительно, касается человеческой души и тела. И человек чувствует это изменение, что покров Божий всегда пребывает с ним и выходит из храма ободренный и утешенный»
В заключение епископ Феофан наградил благодарственными грамотами медицинских работников, тех, кто заботится о крепком здоровье ближних и трудится на благо Никольского кафедрального собора города Волжска.



















