Епископ Феофан 29 декабря совершил Литургию в Волжске

 

Епископ Волжский и Сернурский Феофан 29 декабря, в неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Волжска. 
 
Архипастырю сослужили клирики собора. Песнопения исполнили певчие народного хора под управлением Евгения Чигарова. 
 
По окончании богослужения глава епархии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже: 
 
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!  

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём, с малой Пасхой Христовой! Сегодня Святая Церковь среди множества святых празднует память святой преподобной княгини Софии Суздальской.  

В начале XVl столетия князь Василий Иоаннович избрал себе в жены дочь боярина Соломонию Сабурову. Он долго выбирал себе супругу, и избрав её радовался о создании доброй семьи. Но промысл Божий был в том, что у них не было детей. Прожив двадцать лет в семье, князь решил оставить первую супругу и жениться во второй раз. Митрополит Варлаам обличал его намерение как безосновательное, но князь всё же вступил во второй брак с литовской княжной. Обличавшего его митрополита Варлаама князь заточил в монастырь. А также преподобного Максима Грека, который защищал Соломонию, он также повелел запретить и заключить в темницу. 

Все патриархи других Церквей осудили поступок князя. Патриарх Иерусалимский Марк предсказал, что от этого второго брака Василия Иоанновича родится дитя, которое удивит весь мир своей жестокостью, имея в виду будущего царя Иоанна Грозного. К сожалению, князь Василий Иоаннович не отступил от своего решения, и его первая супруга Соломония была, против её воли, пострижена в инокини в Московском Рождественском монастыре с именем София и затем под стражей отправлена в Суздальский Покровский женский монастырь, где она пребывала до конца своих дней.  

Сначала княгиня, принявшая постриг против своей воли, печаловалась об этом событии, но со временем Господь даровал ей мир душевный, она поняла всю тщетность земных благ, каких-то радостей временных. Взыскав всей душой Царствие Божие, она строго постилась, молилась в монастыре, совершала послушание. И вот, в 1542 году Господь призвал её от земных трудов в Царствие Небесное. Ещё при жизни её говорили о её праведной жизни и святости.  

В 1598 году, уже по прошествии нескольких десятилетий после смерти княгини, в иночестве Софии, над её мощами молилась княжна Анна Нечтева, которая страдала слепотой. И по молитвам княгини Софии, княжна Анна чудесным образом, по милости Божией, обрела вновь способность видеть этот земной мир.  

Однажды, во время нашествия поляков, когда войско польское устремилось на Суздаль, святая княгиня София в грозном виде явилась предводителю войска и повелела отойти от города. От страха у него отнялась рука, и он дал обещание Богу, что не будет больше осаждать ни монастырь, ни город. Таким образом святая София избавила Суздаль от разорения поляками.  

Множество и других чудес происходило над мощами святой княгини Софии. И ныне, празднуя её память, видим её смирение перед жизненными обстоятельствами, смирение, которое возникло в её сердце, как от любви к Богу и ближнему она простила князя, вручила свою жизнь Господу Богу. Вверив Ему свою жизнь, она надеялась обрести милость перед Богом, пребывая в монастыре как монахиня, совершая свой иноческий путь ко спасению.  

Как часто в жизни нам не хватает смирения. Смирение происходит от слова «мир», то есть подразумевает жизнь с миром в душе, в любви с Богом и с ближними. Отчего нарушается в нашей душе внутренний мир? В основном от несогласия с ближними.  

Если мы оглянемся на обстоятельства жизненные, вспомним себя в гневе, то мы увидим, что основанием для нарушения внутреннего мира и пребывания нас в гневе в основном бывает несогласие с ближними. Постараемся ради любви ко Христу исполнять заповеди о любви к Богу и ближнему. И тогда Бог дарует нам внутренний мир и предвкушение вечного блаженства в Царствии Небесном.  

Состояние мира и покоя – это и есть предвкушение того вечного блаженного состояния, в котором Господь сотворил первых людей Адама и Еву до их грехопадения. Но мы, к сожалению, принимая испорченную страстями природу от своих прародителей, уже впавших в грех, рождаемся уже заражёнными этими страстями и нуждаемся в Спасителе, Который пропришёл на землю, чтобы весь человеческий род исцелить от страстей, сохранить от греха и вновь открыть для всех нас вечное блаженство в раю, там, где Господь изначально желал видеть всё человечество. У нас есть такая возможность, потому что Сын Божий, пришедший две тысячи лет на землю, добровольно дал распять себя на Кресте и умер человеческой природой, чтобы каждого из нас привести ко спасению, искупить от греха своей божественной кровью, своими крестными страданиями.  

И вот, празднуемые сегодня святые, и пророк Аггей, и святая София Суздальская, и другие святые, все они последовали за Господом, желая исполнить его заповеди о любви к Богу и ближнему. Преподобная София, как бы не было ей горько и печально от произошедших против её воли событий, предала свою жизнь в руки Божии. И Господь, видя её смирение, наделил её многими дарованиями. И многие люди, зная её святую жизнь, молились над её мощами и получали от Бога милость, прощение и исцеления от недугов душевных и телесных.  

Будем почитать святых и постараемся устремиться за ними пройти тесными вратами, через которые они совершили свой тернистый жизненный путь. Да укрепит нас всех Господь по молитвам празднуемой ныне княгини Софии Суздальской и дарует нам Свою милость, благословение на подвиг жизненный и спасение вечных душ наших! С праздником!»