Епископ Волжский и Сернурский Феофан 18 января, в на́вечерие праздника Богоявления, совершил Божественную литургию и Великое освящение воды в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.
Архипастырю сослужили клирики собора, песнопения исполнили певчие Архиерейского хора.
После богослужения глава епархии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами пришли в храм в преддверии праздника Богоявления, Крещенский Сочельник. В этот день принято освящать воду чином Великого освящения, и завтра таким же чином, в праздник Богоявления, будет так же освящаться вода.
До V века по Рождестве Христовом в древней Церкви праздник Рождества Христова и Богоявления, Крещения Господня праздновали в один день, по старому стилю 6 января, по новому стилю 19 января. Но, начиная с V столетия эти два праздника стали праздновать в разное время: Рождество Христово, как мы знаем, 7 января, а Крещение Господня – 19 января. Дни между этими праздниками называются Святками, то есть Святые дни, когда люди празднуют Рождество Христово и Богоявление как один праздник много дней.
Церковь Святая накануне Рождества Христова и накануне Богоявления установила строгий пост. И в преддверии Богоявления мы сегодня будем также соблюдать пост, потому что этот день, Сочельник, является для нас приуготовлением к приятию этого великого праздника Богоявления. И поскольку это особенное великое событие в жизни Спасителя, то Церковь накануне этого праздника своих чад приуготовляет к его приятию строгим постом. В этот день было принято поститься, вкушая сочиво, то есть отварную пшеницу с медом и изюмом, поэтому этот день ещё называется Сочевником, от слова «сочиво», или Сочельником.
Сегодня не принято вкушать пищу до первой звезды, так же как в Сочельник перед Рождеством. Но мы с вами побывали на богослужении и сейчас мы пропели торжественно тропарь и кондак Богоявления, молитвы, посвящённые завтрашнему празднику и подняли свечу в знак первой увиденной звезды на небе. Поэтому все, кто был в храме, могут прийти и вкусить постной трапезы как увидевшие первую звезду в виде свечи в храме.
Этот день Богоявления по-гречески звучит как Феофания и мы, празднуя его чувствуем, что Господь являет нам Свою милость снова и снова. Он дарует нам возможность стать причастниками божественной благодати, вкушая воду Великого освящения. Таких освящения бывает только два в году: сегодня, на Крещенский сочельник, и завтра, в день Богоявления.
Вода освещается одним и тем же чином, одинаковая благодать даётся Богом и сегодня, и завтра. Во избежание всяких кривотолков и недоумений, когда люди говорят, что мол сегодня вода освещается для одних нужд, а завтра для других – нет, одинаковая благодать даётся Богом этой святой воде. И её можно вкушать, освещать своё тело, жилище и всё, что окружает нас в нашей жизни.
Поблагодарим Бога за явленную нам милость. Помним мы из Евангелия, что Иоанн Предтеча проповедовал на берегу Иордана людям о том, что скоро придет Спаситель мира, Агнец Божий, Который вземлет на Себя грехи мира. И вот, однажды в проповедь Иоанна на берег Иордана пришёл Сам Господь наш Иисус Христос и попросил крестить Его.
Иоанн Предтеча в недоумении спросил: «Ты ли просишь крестить Тебя? Ибо я недостоин развязать ремень сапога Твоего». Но Господь благословил Иоанна Предтечу совершить то, что он должен был совершить. Конечно, безгрешному Богу, Господу нашему Иисусу Христу святое крещение было не нужно, ибо крещение совершается над людьми во оставление их грехов, чтобы человек вышел из купели новым человеком во Христе, абсолютно безгрешным из вод крещения. Но Господь вошёл в воды Иордана, чтобы присутствием Своим освятить и воды этой реки, и все стихии этого мира. Он, по смирению Своему, показал людям пример как нужно принимать святое крещение и быть верными Богу. Как мы помним, это событие описывается во Святом Евангелии, где говорится, что в тот момент, когда Спаситель стоял в реке Иордане, узрели люди Духа Божия, Который в виде белого голубя спускался на главу Спасителя, и громогласный голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Поэтому этот день называется ещё, кроме Крещения Господня, Богоявлением, ибо Бог явил Себя людям в трёх Лицах: «Сын Божий стоял в Иордане, Дух Святой, в виде белого голубя, спускался на главу Спасителя, и громогласный голос Отца Небесного свидетельствовал, что это Его Сын возлюбленный. Таким образом, все три Лица Пресвятой Троицы были явлены людям.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с сегодняшним Сочельником и уже начинающимся праздником Богоявления и желаю, чтобы почерпаемая нами святая вода принесла для каждого из нас исцеление душевных и телесных сил, Господь через содействие благодати Божией укрепил нáс и в проповеди православной веры, и в том, чтобы наша духовная жизнь утвердилась, укрепилась, не смотря на многие и многие искушения и скорби, которые мы испытываем в своей жизни. Пусть благодать Всесвятого и Животворящего Духа всегда пребывает в наших сердцах и руководствует нас по тернистому пути ко спасению вечной души. Мир Божий да пребывает с вами. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры!»