Богослужения епископа Феофана в праздник Святой Троицы

Епископ Волжский и Сернурский Феофан 23 июня, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), совершил Божественную литургию, а накануне вечером –всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

Владыке сослужили клирики собора, песнопения исполнилидва хора: архиерейский (регент ЛюбовьМихеева) и народный -под управлением Евгения Чигарова.

По окончании Литургии глава епархии совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв.

Архипастырь произнес проповедь, полный текст которой приводим ниже:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует день своего рождения, ибо в этот день Господь даровал своим ученикам Духа Святого. И с этого дня в Церкви Христовой установлена была иерархия, святые апостолы получили особые дары вместе с принятием благодати Всесвятого и Животворящего Духа.

Три удивительных события связаны между собою и в хронологиии по смыслу. Мы видим праздник Светлого Христова Воскресения, через сорок дней после него произошло ещё одно чудо – Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо. И через десять дней после Вознесения – день Пятидесятницы: на апостолов в Сионской горнице сошёл Дух Святой.

Спаситель при жизни обещал ученикам своим, что дарует им иного Утешителя. И вот, собравшись в Сионской горнице, ученики ожидали сошествие Святого Духа. Им послышалось как бы веяния сильного ветра, и над каждым из них Дух Святой почил в виде огненных языков.

Святые апостолы после принятия Святого Духа стали совсем другими, Он преобразил каждого из них. Сначала они затворялись в Сионской горнице, боясь исповедовать, что Христос есть истинный Бог, но теперь, по сошествии Святого Духа, апостолы, имея внутри особенное чувство любви к Богу, презрели всякие скорби, болезни, мучения и саму смерть и пошли бесстрашно проповедовать. Икак мы видим из книги Деяний апостольских, по принятии Святого Духа, апостолы стали говорить на разных языках. Они проповедовали Святое Евангелие не только на том языке, который был для них привычным, но для них открылась возможность просвещать весь мир и каждый народ на родном для него языке.

Почему же Дух Святой являлся по-разному? Мы помним, что во время крещения Спасителя во Иордане Дух Святой сошёл в виде голубя, а здесь мы видим, что апостолы приняли Духа Святаго, и Он возник в виде огненных языков. Господь наш Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы спасти кающихся грешников, и Дух Святой сошёл на Него в виде голубя на Иордане, чтобы показать, что служение Спасителя исполнено кротости, ибо Он не пришёл ещё судить мир, но пришёл призвать людей от заблуждения языческого, познать Единого истинного Бога и последовать за Ним, проповедуя Евангелие, преображая свою жизнь согласно заповедям Божиим.

Образ голубя, который принял на Себя Дух Святой, показывал всем людям, что исполняются слова Господа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). Вот эту кротость во Христе символизировал Дух Святой в виде голубя, когда сошёл на Него на Иордане. Кротостью Своей проповеди хотел Господь призвать людей к познанию Единого истинного Бога, чтобы люди смогли принести покаяние, через которое примирились бы с Отцом Небесным и унаследовали бы вечную блаженную жизнь.

Когда же на апостолов сошёл Дух Святой в виде огненных языков, то это символ, который говорит нам о том, что Бог наш есть Богпоедающий ржавчину греховную на нашей душе. И служение апостолов было проповедью Евангелия, чтобы призвать людей к покаянию, чтобы греховность была уничтожена действием Духа Святого, чтобы люди примирились с Богом и унаследовали вечное блаженство.

Святые апостолы после принятия благодати стали совсем иными людьми, ибо Дух Святой так действовал в сердцах, что они не боялись никакого противления язычников и все угрозы вменяли ни во что. Они не боялись даже самой смерти, ибо и сама мучительная смерть привлекала ко Христу многих и многих людей. Удивительная племенная любовь была у апостолов ко Христу.

Сегодня, прославляя такую великую милость Божию к Его ученикам, а через них и к нам всем, мы благодарим Бога, что Он вызвал каждого из нас из небытия и желает подарить нам вечную блаженную жизнь. И все мы, веруя в Господа Иисуса Христа, принимаем святое крещение в православной Церкви, участвуем в Таинствах её, стараемся менять свою жизнь к лучшему, преображать, с Божией помощью, свою душу. И то, что мы принадлежим через крещение к православной Церкви, это для нас великая милость Божия.

Сколько на земле живёт людей, ещё не знающих цели своей жизни. Преподобный Серафим Саровский говорит всем нам: «Цель жизни христианской есть стяжание Духа Святого». И вот, сегодня мы празднуем схождение Духа Святого на апостолов. Эта благодать дана была им не за труды их, но посредством неё они рукополагали в священный сан других своих учеников, а те в свою очередь рукополагали следующее поколение. И так в Церкви был священный сан диаконский, священнический, архиерейских, и до сего дня Церковь Святая торжествует.

Мыпомним слова Господа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеютеё»
(Мф.16:18). И мы сегодня счастливы тем, что принадлежим к православной Церкви, ибо в ней вся полнота истинного учения Господа нашего Иисуса Христа сохранена его святыми апостолами для каждого из нас,имеем радость познавать Бога, являясь православными христианами.

Всем нам, дорогие братья и сестры, желаю, чтобы благодать Святого Духа была в каждом сердце верующего христианина, и каждый человек, который ещё далёк от Церкви, от познания Бога, видя благочестивый образ жизни христиан, мог бы руководствоваться в своей духовной жизни, имея пример перед очами своими. Всем нам желаю божественной помощи и укрепления Всесвятого и Животворящего Духа! Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Пресвятой Троицы, с днём рождения православной Церкви!»