Епископ Волжский и Сернурский Феофан 21 апреля, в неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.
Архипастырю сослужили клирики собора, песнопения исполнили народный хор под управлением Евгения Чигарова.
По окончании богослужения глава епархии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Святая Церковь премудро установила празднование памяти преподобной матери нашей Марии Египетской в нынешнее воскресенье. И несколько дней назад, в среду уходящей седмицы мы с вами собирались в храме для того, чтобы вновь, как и на первой седмице поста прочитать весь Великий канон покаянный, творение преподобного Андрея Критского.
Во время чтения канона было прочитано и житие преподобной матери нашей Марии Египетской. Всё житие вы слышали и читали, наверняка, дома. Её путь ко спасению у всех нас остаётся перед нашими сердечными очами, и мы воссылаем Богу славословие.
Мы благодарим Господа за то, что Он в истории Церкви Христовой даровал таких удивительных подвижников и подвижниц благочестия, которые подобно благоразумному разбойнику, очнувшись от скверных деяний своих, вдруг, по действию благодати Святого Духа, стали меняться в лучшую сторону, отбросив греховное житие как смрад, приносили покаяние и становились чистыми, избранными сосудами благодати Всесвятого и Животворящего Духа. Сегодня мне хотелось бы вспомнить лишь некоторую часть из жития преподобной Марии, которое всем нам известно. Хотелось бы нам всем в назидание вспомнить о том, что рассказала о себе преподобная Мария старцу преподобному Зосиме, который неожиданно встретил её в пустыне, когда во время Великого поста он и другие братья его святой обители ушли в разные места пустыни, чтобы в уединении приносить плоды покаяния Господу нашему Иисусу Христу, с надеждой вернуться вновь живым к празднику Пасхи и с братией вместе встретить Светлое Христово Воскресение.
Как мы помним, преподобный Зосима неожиданно встретил преподобную Марию Египетскую, которую поначалу он принял за призрак. Он думал, что нечистый дух искушает его, ибо преподобный увидел преподобную Марию, молящейся на воздухе. Он не подумал, что это может быть земной человек. И по мере приближения к ней, он видел, что она удаляется от него. Но затем, оставив для неё одежду, он сподобился беседы с преподобной Марией, которая рассказала ему о своей жизни до вступления в эту безжизненную пустыню. Преподобная рассказала ему о том, что родилась в Египте и в 12 лет оставила родительский дом, уйдя в Александрию, где, к сожалению, она предалась греховной жизни и все свои устремления она думала направить лишь на услаждение плотских похотей. Но однажды, увидев, что люди из Ливии и Египта собрались в паломничество на Воздвижение Креста Господня в Иерусалим, она вступила с ними на корабль. К сожалению, целью её поездки было не паломничество, а продление своих греховных поступков.
Вступив на Святую Землю Иерусалима, когда наступил праздник Воздвижения Креста Господня, Мария со многими другими паломниками решила прийти в храм Воскресения Христова, где находилось Честное древо Креста Господня. Она хотела со многими паломниками увидеть и поклониться этой святыне. Но, приблизившись к вратам храма, став на паперти, она не смогла пройти внутрь храма, сколько бы она не пыталась. Какая-то незримо сила не давала ей пройти. Сначала она, рассуждая пп-человечески, думала, что из-за своей женской слабости никак не может пробраться через людей в храм, и предпринимала попытки пройти четыре раза. Но всякий раз, когда и люди уже не были ей помехой, она видела, что незримая преграда не даёт ей пройти в храм для поклонения Кресту.
Отойдя от дверей храма, преподобная стала размышлять, почему нет возможности ей войти в храм. И Господь положил ей на сердце мысли, которые сразу же в её сознании привели её к покаянию. Она почувствовала, что именно грехи её являются причиной, по которой она не может войти в храм и приложиться к честному Животворящему Кресту Господню. Недалеко от места, где она находилась, она увидела икону Пречистой Божией Матери и стала внутренне, с глубоким раскаянием, обращаться к Ней.
Мария осознала свою греховную жизнь, в один миг понимая, что она сотворила со своей душой. И обратившись к Пречистой Богородице, она просила Её помолиться Её божественному Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Господь по Своей милости, ради молитв Пресвятой Богородицы, даровал ей возможность войти вместе со всеми паломниками в храм, приложиться к Кресту. А затем Мария решила исправить свою жизнь, в которой она уже не видела смысла удовлетворять лишь греховные потребности. Она в один миг изменилась внутри. Произошло действительное глубокое покаяние. Ибо покаяние означает изменение в лучшую сторону.
И вот, подойдя к дверям храма, она уже не почувствовала никакой преграды, но, войдя в церковь, смогла с другими паломниками поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню. Выходя из храма, преподобная Мария, вновь обратилась к Пречистой Божией Матери с молитвой: «Настало время мне, — говорила она про себя, — изменить свою жизнь и исполнить обещание, которое я, дала перед входом в храм».
И услышала Мария голос от иконы Божией Матери: «За Иорданом обретешь себе вечный покой и спасение вечной души своей». И вот, Мария вышла из храма, пришла к реке Иордан, где она исповедовалась и причастилась Святых Христовых Таин в храме святого Иоанна Крестителя. Затем какой-то человек пожертвовал ей три медные монеты, на которые она купила себе три хлеба и у продавца узнала дорогу в пустыню. Переночевав около этого храма, она отправилась за Иордан. И эти три хлеба, когда она пришла в пустыню, остались у неё для вкушения в течение 17 лет. Она понемногу в кушала от них.
Мария Египетская поведала преподобному Зосиме о том, что первые 17 лет её пребывания в пустыне были особенно тяжёлыми как испытание, искушение для её души, ибо она привыкла жить в Египте, не отказывая себе ни в чём, а здесь хлеб, который уже принял вид сухого камня, и пустыня с её жестоким климатом. Как мы знаем, в Иудейской пустыне, где Господь наш Иисус Христос 40 дней ничего не вкушал и 40 ночей не вкушал и не пил воды, для человека достаточно трудно находиться, ибо за сутки там меняется температура на 50 градусов: если там днём зной +60, то ночью может быть около 0 градусов. И такая резкая разница в температуре также заставляет человека страдать за сутки, сначала от жары, а потом от холода.
Одежда истлела на преподобной Марии, и она страдала и от жары, и от холода. Она вспоминала жизнь, которая была прежде в Египте. Эти воспоминания были так же для неё сильным искушением, но она ради любви ко Христу, ради любви к благочестивой жизни решила оставить всё там, за Иорданом, в той прошлой жизни, которую проводила неразумно в грехах. И вот, преподобный задает ей ещё вопрос: «Скажи мне, сколько же ты провела здесь лет?»
Преподобная Мария отвечала: «Я вышла из города Александрии сюда 47 лет назад». Мы видим, что преподобная Мария почти всю жизнь, оставшуюся после 17 лет в миру, провела в удивительном подвиге уединения в пустыни, претерпевая все невзгоды и климата, и всякой другой нужды. После встречи преподобного Зосимы, через год, преподобная Мария просила его прийти на то место, где они впервые встретились и совершить её погребение.
Преподобный, придя к месту, где они условились встретиться через год, увидел табличку, на которой было написано имя этой подвижницы, о котором он ещё не знал. Он узнал её имя, уже после её смерти. На табличке была надпись, что её зовут Мария, и что она просит совершить погребение её бренного тела.
Зосима недалеко увидел дерево и пытался с помощью этого дерева раскопать землю, которая была словно камень, очень сухой и копать её было очень трудно. Когда же преподобный приложил очень много трудов, ничего не преуспев в этом, он увидел, что рядом с телом преподобной Марии находится огромный лев.
Преподобный Зосима, осенив себя крестным знамением, возложив упование на молитвы преподобной Марии, повелел льву ископать яму для погребения тела преподобной Марии. Лев послушно исполнил его просьбу. И когда совершилось погребение тела, они разошлись в разные стороны: лев ушёл в пустыню, преподобный Зосима вернулся в свою Святую обитель и поведал игумену Иоанну и братии монастыря о случившемся с ним необыкновенном чудесном случае, в котором он, по милости Божией, встретился с ангелоподобным человеком в лице преподобной Марии Египетской.
Мы видим, дорогие братья и сестры, из жития преподобной Марии, как человек может глубоко раскаиваться в содеянных грехах, и насколько Господь может кающегося человека быстро простить и духовно возвысить его душу. Постараемся и мы в течение оставшихся дней Великого поста особенно всмотреться в своё сердце, есть ли там такое покаяние, хотя бы тень, похожая на то покаяние, которое было у празднуемой ныне преподобной Марии Египетской. Постараемся принести Богу покаяние слезное и добрые плоды нашего покаяния во всём образе нашей жизни, и в словах и в пожеланиях, и в деяниях наших.
Верю, что каждому человеку, который, уподобляясь преподобной Марии Египетской, постарается исправить свою жизнь к лучшему, принося добрые плоды покаяния, Господь дарует свою милость и ощущение внутреннего мира с Богом и ближними. И почувствует человек Царствие Божие внутри своего сердца. Покой внутренний, который Господь даёт кающемуся человеку, и есть предвкушение того вечного блаженства, к которому Господь призывает каждого из нас. Постараемся молиться преподобной матери нашей Марии, чтобы Господь каждому из нас даровал искреннее, сердечное покаяние, которое начинается в сердце, а затем продолжается во всем образе нашей жизни. Верю, что Господь, ради молитв Пречистой Своей Матери и преподобной Марии Египетской, дарует каждому кающемуся свою милость, укрепление в духовном пути, в духовной брани, и не только милость в этой жизни, но и на Страшном Суде. Храни вас Господь на многая и благая лета в душевном мире во всяком благочестия и чистоте!
С праздником!»