Богослужение епископа Феофана в Неделю сыропустную

 В Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 26 февраля, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию, а накануне , 24 февраля – всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе города Волжска.

 

  Его Преосвященству сослужили клирики собора, песнопения исполнили два хора: архиерейский (регент Любовь Михеева) и детско-юношеский «Славословие» (регент Мария Захарова).

 

  Проповедь владыки Феофана по окончании Литургии:

 

 - Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры.

  Завершаются приуготовительные седмицы и  сегодня последний день перед Великим постом, когда Церковь воспоминает Адамово изгнание из рая. Также сегодняшний день называется Прощеным воскресеньем , ибо перед началом Великого поста все православные христиане стараются особенным образом испросить прощение у Господа Бога, у ближних, чтобы с чистым сердцем приступить к подвигу Великого поста и  приготовить себя достойным образом к встрече с Воскресшим Господом нашем Иисусом Христом во время праздника  Светлого Христова Воскресения.

  Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит о сегодняшнем прощеном дне на примере слов Святого Евангелия: «Если будете прощать грехи ближним своим, то просит и вам Отец ваш Небесный. Если же не будете отпускать грехи ближним своим, то и вас не простит Отец Небесный». Далее святитель Феофан Затворник продолжает: «Обратим внимание как Господь дарует нам простой способ спасения – просто нужно понудить себя, переломить свою гордыню в сердце и из не мирного состояния  перейти к мирному. Простить от всего сердца братьям и сестрам во Христе, которые чем-либо согрешили перед вами, имея какую-то вину. Но мы, сознавая, что сами не являемся абсолютно безгрешными и святыми, и также нуждаемся в милости Божией, постараемся снизойти к немощам ближних своих, ибо знаем, что наша брань духовная состоит не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной…».

  Изначально согрешил диавол, который отпал от Бога по своей воли. А затем стал искушать людей, чтобы отвратить их от жизни святой, от жизни в раю и удалить их духовно от Бога.

  Мы с вами чувствуем, что через человека к нам приходит неприятность и в сердце возникает обида на ближнего. Но мы не видим того духовного врага, который искушает ближнего, внушая ему греховные помыслы, убеждая его, что он прав и иначе никак нельзя поступить, как сделать неприятность собрату или сестре во Христе. Видя такое, у нас внутри происходит огорчение, ибо враг человеческого рода имеет свой страшный девиз - «разделяй и властвуй». И вот через такие помыслы, внушаемые нашим ближним и нам самим, происходит основание, для нарушения внутреннего мира в сердце. Но мы знаем, что Бог выше козней  врага человеческого рода, и что Бог дает смиренным благодать. И если мы постараемся, в ответ на дьявольское искушение, которое пришло к  нам через ближнего нашего, хотя бы просто промолчать и не ответить такими же злыми словами, и это уже и есть наше внутреннее усилие над своими страстями, ибо они являются, к сожалению, нашей второй природой. Когда человек переламывает свою гордыню и пытается со смирением либо промолчать в ответ, либо сказать доброго слово и слово «прости», то тогда врагу человеческого рода не остается более ничего, как оставить этих людей, ибо слово «прости» препятствует дальнейшему развитию конфликта. И когда мы говорим слова : «Прости меня, ради Христа», то в сердце человека, который только что говорил нам обидные слова, возникает отрезвление, и он сам готов в ответ попросить прощение, уступить и примериться. Как важно вовремя почувствовать, что наступает искушение, и  с рассуждением подойти к этой ситуации, и «не подливать масла в огонь» и не развивать конфликт, а прекратить его терпением, снисхождением к немощи человека, сознавая, что он такой же, как и мы.

   Господь даровал нам дожить до сего дня, чтобы мы принесли добрые плоды покаяния. Постараемся же сегодня всех простить всех, кто имеет  перед нами вину, и сами попросим прощение. И таким образом, враг человеческого рода изгоняется, ибо Бог смиренным дает благодать. «Где мир – там Божие благословение», - говорят святые отцы.

   Постараемся во время Великого поста обратить свое внимание на наше сердце, чтобы не потерять самое главное – наш внутренний мир с Богом и ближними. Ибо если самое главное сокровище наше будет нарушено, то тогда телесный пост не будет иметь смысла. Ибо телесный пост, воздержание в пище животного происхождении, это пост, который помогает  душе возыметь особое состояние перед Богом, чтобы ей было легче бороться со страстями своими. И сам телесный пост не может нам заменить чувство любви и других добродетелей. Пост – второстепенная добродетель, которая помогает первостепенной добродетели – любви, воцариться в чистом сердце человека. Постараемся в пост следить  за своим сердцем – какие помыслы приходят и кто является автором этих помыслов? Ведь  помыслы наши часто далеко не от Бога. Порой человека не сложно обмануть врагу человеческого род и человек не сразу может различить , что это искушение.

  Будем молиться друг за друга, прощать. И тогда на нас исполнятся слова Святого Евангелия (Ин 13:35): «Потому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

  Любовь основана на самопожертвовании. Мы жертвуем своими интересами, желаниями, материальными средствами, ради того, чтобы сделать ближнего счастливым. Это и есть основа христианской любви. Постараемся внимательно отнестись к себе в пост, чтобы соблюдая его, мы не нарушали самого главного – любви и мира с Богом и ближними.

  Сегодня Церковь воспоминает Адамово изгнание – изгнание из рая. Такое страшное событие. Все мы с вами являемся наследниками Адама и Евы. Это наши прародители. Когда-то враг человеческого рода, уже отпавший от Бога ангел, по зависти своей к человеку, видя, что он живет в раю и наслаждается всех благ, пожелал отвратить человека от Бога, обмануть его, внушить ему, что нарушение заповедей Божиих может сделать человека счастливым. Но никогда еще, грех, не сделал человека счастливым в жизни. И вот первые люди на земле, Адам и Ева, столкнулись с искушением в раю. Враг человеческого рода, приняв вид змея, влез на  древо познания добра и зла и стал искушать Еву, внушая ей недоверие к словам Господа. Он говорил: «А правду ли сказал вам Бог, что вы смертью умрете, если вкусите от плода запрещенного». Ева задумалась над словами змея, а он продолжал говорить ей: «Но  знает Бог, что в день, в который вкусите от плода сего – станете как боги». Враг человеческого рода располагал Еву к доверию, будто бы раскрывая какую-то тайну. На самом же деле это была ложь – Бог ничего не утаивал. Господь лишь на время дал людям  проявить послушание ему через исполнения этой заповеди. Но враг хотел, чтобы люди нарушили её, т.е. поступили вопреки воли Божией. И вот, Ева, поверив врагу, вкусила плод и дала его своему мужу Адаму, который также вкусил от плода запрещенного.     Господь, видя нарушение людьми Его заповеди, явился им видимым образом и спросил Адама : «Адам, не вкушал ли ты от плода запрещенного?» Господь хотел расположить его к раскаянию. Но Адам, уже повредившись грехом, стал оправдывать себя перед Богом и говорить Ему: «Вон, Господи, жена, которую Ты мне дал, она мне дала и я ел». А Ева сказала Господу : «Змий меня искусил». Они сказали правду, но не было в их словах покаяния. И тогда Господь увидел, что нет иного способа привести людей в чувство покаяния, как только вывести  их из рая, чтобы они осознали – что же они потеряли, через состояния грехопадения и не раскаяния, ибо самооправдание убивает в человеке покаяние. А раскаяние наоборот, отверзает нам райские двери. Как сказано в Священном Писании - «Господь сшил людям кожаные ризы». Это то тело, которое мы сейчас носим на себе – тело смертное, подверженное болезням, скорбям. И люди, выйдя из рая увидели, что земля, которую изначально Бог сотворил прекрасной , повредилась от их грехопадения. И все животные, «вся тварь земная стенает и воздыхает», то есть и животные стали больными и смертными. И только тогда Адам и Ева восплакали о своем согрешении. Господь обещал им Спасителя мира, который «сотрет главу змия» и вновь отверзет врата рая. Ибо когда Адам и Ева вышли из рая, врата были закрыты за ними. И требовалось искупление греха, чтобы врата вновь открылись для людей. И вот через  пять с половиной тысячелетий, на землю пришел Спаситель мира, чудесным образом воплотившись от Приснодевы Марии, Пресвятой Богородицы. Господь изволил родиться в Вифлееме «нас ради человек и нашего ради спасения». Затем, как мы знаем, Он возрастал годами, проповедовал на земле и затем добровольно дал распять себя на Кресте, чтобы искупить весь человеческий род и вновь открыть всему человечеству вход в рай для вечной блаженной жизни.

  Сегодня, в преддверии Великого поста, мы понимаем, что этот пост является приуготовлением нашей души к принятию великой радости о тридневно воскресшем Христе Жизнодавце. Завершается Великий пост  Светлым Христовым Воскресением, праздником Святой Пасхи, когда мы вновь соберемся в храме, чтобы друг  друга поздравить радостными словами пасхального приветствия «Христос Воскресе!» И мы будем делиться этой радостью друг с другом. Храни Вас Господь.

 

   После богослужения владыка Феофан встретился с юными певчими детско-юношеского хора «Славословие», напутствовав архипастырским  словом перед Великим постом. Дети поблагодарили Владыку за молитвы и попечении о хоре, исполнив «Многая лета».

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru