Представители Марийской митрополии приняли участие в X Международном фестивале "Вера и слово"

 

 

  По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Подмосковье  прошел X Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», соорганизаторами которого выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Мероприятия форума проходили с 16 по 20 октября в подмосковном оздоровительном комплексе «Клязьма». В этом году тема фестиваля – «Церковь и общество: традиционные ценности и глобальные вызовы». В форуме участвовало около 500 человек из 200 епархий Русской Православной Церкви и 9 стран пастырской ответственности Русской Православной Церкви.

  Как отмечают организаторы, задачи фестиваля – «консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской Православной Церкви и современного общества, а также поиск путей развития системы православных СМИ»

  Марийскую митрополию на фестивале представили: ответственный за взаимодействие Церкви и общества Йошкар-Олинской епархии иерей Димитрий Дьяков, заместитель руководителя информационно-издательского отдела Йошкар-Олинской епархии Сергей Скорик и сотрудник информационного отдела Волжской епархии Елена Васильева.

 

  Накануне официального открытия фестиваля председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда провел традиционную встречу с участниками форума.

 

  Владимир Романович напомнил, что фестиваль проводится в десятый раз, и отметил, что за прошедшие годы церковные СМИ и другие информационные ресурсы проделали в своем развитии колоссальный путь. По словам Легойды, проблема отставания православной журналистики в значительной мере утратила свою остроту. Такие СМИ как телеканал «СПАС», «Союз», радио «Вера» и другие ведут свое вещание объективно на высоком профессиональном уровне.

 

  «Если мы возьмем наши общецерковные СМИ, да и многие новые медиа и авторские блоги, то люди, работающие сегодня в Церкви в информационной сфере, высокопрофессиональны», — подчеркнул глава Отдела.

 

  При этом общей проблемой, которая коснулась сейчас как церковных, так и светских работников медиа, Владимир Легойда назвал стремительно меняющееся информационное поле с постоянно корректирующимися правилами игры.

 

  «Все меняется настолько быстро, что мы порой не успеваем приспособиться к этим изменениям, и что с этим делать — подчас не знает никто», — резюмировал он.

 

  В этих условиях самое важное для всех, кто ведет миссию в медийном поле, — «оставаться христианином здесь и сейчас, и помнить, что это есть самое главное, ради чего мы собираемся, потому что если мы про это забываем, то все остальное не стоит вообще ничего», — заключил Владимир Романович.

 

  Программа фестиваля включала обсуждение текущих мировых событий, вопросов взаимодействия Церкви с государством, с обществом, средствами массовой информации. В рамках фестиваля были проведены панельные дискуссии, семинары,  круглые столы, мастер-классы, практикумы, секционная работа по повестке дня, презентации различных информационных и социально-культурных проектов,  встречи с лидерами общественного мнения.

 

  В рамках фестиваля , в формате онлайн, состоялась встреча священников интернет-миссионеров, в которой приняли участие священнослужители Волжской епархии- руководитель информационного отдела иерей Сергий Першаков и помощник руководителя по связям с общественностью и СМИ протоиерей Виталий Михеев

 

  Главным событием фестиваля стала встреча делегатов со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Зале церковных соборов  кафедрального соборного Храма Христа Спасителя города Москвы.

  Святейший Патриарх Кирилл благословил участников форума и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

 

  «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры, участники X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»!

 

  Всех вас сердечно приветствую и радуюсь возможности встретиться с вами. Думаю, что и каждый из вас радуется возможности пообщаться со своими коллегами. Такого рода общение — как формальное, во время заседаний, так и неформальное — еще более укрепляет взаимодействие и добрые отношения между теми, кто занимается сейчас одним из самых важных дел. Мы живем в эпоху, когда человеческие общества получили наименование информационных. В самом деле, роль информации настолько велика, что с ней мало что может сравниться по влиянию на историю. И те, кто работает в сфере информации, конечно, несут огромную ответственность как за настоящее, так и за будущее. Вот почему, сознавая важность информационной работы, которая осуществляется в нашей Церкви и обращена и вовнутрь, и вовне, еще раз подчеркну: люди, вовлеченные в эту деятельность, конечно, нуждаются в том, чтобы через взаимное общение приобретать новые компетенции, новый взгляд на проблемы, расширять свой кругозор и тем самым повышать уровень информационной работы.

  Мы живем во времена, когда информация стала ежедневной потребностью человека, но она также стала мощным оружием, которое может оказывать разрушительное действие на миллионы людей. И мы знаем, как это работает и, не убоюсь этого слова, содействует деградации человеческих отношений. Быть может, для нас, православных христиан, трудящихся в сфере информации, главным словом, за которое мы понесем ответ на Страшном Суде (Мф. 12:36), и будет то слово, которое мы не просто произносим, а которое мы мультиплицируем, которое мы распространяем на очень многих. Вместе с тем полагаю, что для многих наших современников, которые не придерживаются религиозных убеждений, и тех, кто живет не по совести, кто живет по стихиям мира сего (Кол. 2:8), СМИ — это мощный боекомплект, используемый для достижения своих целей.     Боекомплект, потому что словом можно убить человека, словом можно достичь того, что не достигается никаким оружием. И мы знаем, как на протяжении XX века именно словами, пропагандой, наносился огромный урон, в том числе и нашему историческому Отечеству. Не так уж сильны были революционеры с точки зрения военной, организационной или финансовой, но решающую роль в том, что был разрушен государственный строй, веками созидавшийся лучшими представителями страны, сыграло именно слово, пропаганда, враждебная по отношению к России, Церкви и историческому укладу нашей жизни.

В области регулирования других видов оружия массового поражения, например, ядерного, существуют международные договоры, а химическое и бактериологическое вообще запрещены. Но в информационной сфере нет сдерживающих рамок, в отношении противника не запрещается распространять любую ложь — главное, чтобы она была эффективной, другими словами, убийственной. Это печальная реальность нашего времени, высокотехнологической цивилизации, обеспечивающей производство информации в практически ничем не ограниченных объемах.

  В условиях военного конфликта, свидетелями которого мы все являемся, количество слов, поражающих сердца людей, превосходит, образно выражаясь, количество пуль и снарядов, поражающих тех, кто на поле брани. А ведь раны, нанесенные ложью и ненавистью, порой заживают намного дольше телесных, и последствия таких ранений бывают куда более тяжелыми.

Сегодня активно развиваются новые технологии, такие, к примеру, как искусственный интеллект, которые позволяют производить информацию уже и участия человека. Очевидно, что сеять рознь намного проще, чем созидать мир. Искусственный интеллект не может написать «Войну и мир», но он скоро будет способен продуцировать огромное количество провокационных и лживых текстов, и уже сейчас эта тенденция нарастает буквально с каждым днем. Действительно, людей сегодня натравливают друг на друга, провоцируются и углубляются конфликты — все это именно при активном участии средств массовой информации.

  Задумаемся о том, что раскрученный маховик ненависти очень трудно остановить. В свое время мне довелось быть свидетелем подобных событий. Мир был поставлен на грань полного уничтожения, прежде чем человечество пришло к пониманию, что ядерное оружие нужно ограничить. Собственно говоря, большая часть моей жизни проходила под страхом того, что в любой момент страна может быть вовлечена в ядерный конфликт, и мы жили действительно на грани горячей войны, я хорошо помню эту атмосферу. Но возникла необходимость ограничить испытания ядерного оружия, и в отношении этой темы был достигнут международный консенсус. Руководители стран, обладавших ядерным оружием, нашли в себе силы остановить очень опасную деградацию международных отношений, вплоть до возможности применения ядерного оружия для разрешения политических конфликтов. Сейчас мы еще не видим приведенных в состояние повышенной боеготовности ядерных ракет, способных уничтожить население Земли, но градус ненависти и недоверия, пожалуй, стал бóльшим, чем даже в то время, о котором я говорю. И это очень опасное состояние стало результатом целенаправленной информационной войны с использованием СМИ как оружия. Еще раз хочу сказать: все эти ядерные арсеналы никуда не исчезли, они готовы к применению, иначе бы в них не было никакого смысла, но ведь не они станут сами по себе спусковым крючком, который может обрушить человечество в ядерную войну. Этим спусковым крючком в первую очередь может быть именно информация. То самое информационное поле, в котором принимают участие и православные представители средств массовой информации, поэтому и них возлагается глобальная ответственность за мир, за безопасность, за установление добрых отношений между странами и народами.

  Мы с печалью наблюдаем за тем, как во многих странах мира чада нашей Церкви становятся объектом притеснения и даже травли только за то, что они являются носителями многовековой русской культуры, которая неотделима от наследия российской государственности. Так называемая отмена русской культуры, беззастенчивая клевета и безнаказанное уничтожение Украинской Православной Церкви — это способы противопоставить и поссорить тех, кто имеет отношение к единому духовному и культурному наследию, созданному народами исторической Руси. И одна из самых очевидных форм такой «отмены» — уничтожение памятников и даже воинских захоронений. А ведь уважение к местам погребений — это культурный базис, характерный даже для протоцивилизаций. Но и этот нравственный рубикон ныне, увы, пройден.

Если гонители Украинской Церкви обвиняют ее в том, что она не хочет отречься от Русского Православия, которое связано и с Россией, и с Украиной, и с Беларусью, то нас, живущих в своей родной стране, упрекают в том, что мы не выступаем против военных действий. Молитвы Церкви за мир, ее сострадание ко всем жертвам войны и регулярно оказываемая гуманитарная помощь не принимаются в расчет западными СМИ, считающими себя выразителями общественного мнения. Церковь, тем не менее, неустанно возвышает свой голос за мир, но не за мир проамериканский или проевропейский. Она выступает за прочный и справедливый мир, который, насколько это возможно, сохранил бы те ценности, которые являются для нее священными. И прежде всего — это традиционные ценности веры, семьи, которые в наши дни предаются забвению или даже поруганию частью западной политической элиты.

  Кстати сказать, мы видим, что призывы к миру со стороны других религиозных общин, в том числе Римско-Католической Церкви, тоже игнорируются теми, кто заинтересован в затягивании конфликта между Россией и странами, которые определяют политику современной Украины. Но при этом некоторые представители так называемого коллективного Запада обвиняют русских в разжигании войны и агрессии.

  С сожалением приходится говорить о том, что человечество, похоже, неспособно жить без войны — такова падшая природа человека, — но мы можем и должны минимизировать гуманитарный вред от военных действий, если эти действия начались. Особенно когда речь идет о народах, вышедших из единой крещальной купели, объединенных общей историей и культурой, — я имею в виду народы России и Украины.

  Специальная военная операция и общественная реакция на нее актуализировали многие насущные вопросы, в том числе и вопрос о нравственном преобразовании российского общества. Мы более не связаны теми придуманными и внедряемыми извне ограничениями, с помощью которых нам пытались запретить строить жизнь на основе традиционных ценностей. Наше публичное пространство должно быть избавлено от идолов потребления и человеческих страстей. Такие моральные категории, как созидательный труд, правда, справедливость, честное служение Отечеству должны получить новое звучание, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:20-21), говорит Господь. И наши сердца и разум должны быть свободны от тех рамок, в которые так настойчиво их пытались заключить те, кто пропагандировал ценности современного общества потребления. А мужественное свидетельство об этой свободе должно стать основным содержанием просветительских трудов Церкви в информационном пространстве, равно как и творческого участия в этой важной работе клириков и мирян.

  Пророческое служение Церкви в информационной сфере должно быть движущей силой нравственных преобразований, совершенствования законодательства и общественных механизмов, способствующих сплочению нашего народа, утверждению в его жизни подлинных, а не мнимых ценностей. Все мы призваны к тому, чтобы нормы нашей веры становились нормой жизни, а правильные слова не расходились с нашими делами. И в этом заключается один из главных смыслов христианского служения в информационной сфере.

  Иногда нам кажется, что те потоки ненависти и злобы, которые изливаются из разных источников информации, чтобы стереть общую историческую память народов Святой Руси, пресечь невозможно. Но мы верим, что слово правды, любви и милосердия, Богу содействующу, способно остановить конвейер лжи.

Верим и надеемся, что усердием и тщанием свободных людей доброй воли, в том числе и представителей средств массовой информации, пламя вражды будет погашено и Господь, приклонив Свою милость, ниспошлет всем нам столь желанные мир и благоденствие».

 

  Затем Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы участников фестиваля «Вера и слово».

.

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru