В день Святого Духа епископ Феофан совершил Литургию в Никольском соборе г. Волжска

 

 

  В день Святого Духа, 13 июня, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

 

  Его Преосвященству сослужили клирики собора : иерей Александр Усков, иерей Сергий Першаков, иерей Андрей Легостаев, диакон Иоанн Захаров.

 

  Песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Тимофея Протасова.

 

   Проповедь епископа Феофана по окончании богослужения:

 

  - Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры.

   Сегодня Святая Церковь особое почтение воссылает Третьему Лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу.

  На следующий день после праздника Пресвятой Троицы мы празднуем день Всесвятого и Животворящего Духа вопреки еретическим утверждениям, которые в течение жизни Церкви имели место быть. Еретики отрицали Божественную природу Святого Духа.

  Святитель Афанасий говорит о том, что Дух Святой постоянно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа от Отца настолько непостижимо человеческому уму, что Церковь Святая не пытается объяснить это человеческим языком, а лишь воспринимает на веру.

   Дух Божий почил на апостолов в виде пламенных языков. Почему именно в виде пламенных языков? Потому что Бог наш есть Огонь, поедающий грехи человеческие. Поскольку апостолы были обыкновенными людьми, со своими согрешениями, то Господь схождением Святого Духа в виде пламенных языков показал то, что Он поедает человечески грехи, исцеляет человеческую душу от духовной ржавчины, исцеляет нас от страстей и помогает нам укрепиться в духовной брани, чтобы мы не впадали во многие тяжкие согрешения.

  Божий Дух мы видим  в проявлении жизни многих святых. Через святых угодников Божией, через Своих учеников-апостолов, по их молитвам Господь творил многие чудеса. Какою же силою эти чудеса были сотворены? Силою Всесвятого и Животворящего Духа.

  Господь даровал благодать Всесвятого Духа Своим апостолам. А они, через рукоположение, возводили в священный сан своих учеников и последователей Господа нашего Иисуса Христа, для того, чтобы  впоследствии они могли также  совершать священнослужения в Церкви Божией. И сегодня, Дух Святой действует в Церкви для нашего спасения, для нашего утешения, для нашего ободрения на жизненном тернистом пути, который имеет множество скорбей, ибо «многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное» - говорится во Святом Евангелии. И Господь, сообщая нам Божественную благодать, незримо касается сердец человеческих, и сердце человека меняется. Человек приходит в храм в одном состоянии души, но выходит из храма совершенно другим. Опять мы видим чудо преображение души человека с помощью благодати Всесвятого и Животворящего Духа.

  Посмотрим на святую воду. Почему она сколько долго она может храниться? Потому что Господь сообщил ей во время освящения благодать Святого Духа, сообщил ей нетление. И святая вода оживотворяет душу и тело человека.

  Мы приходим на всенощное бдение и совершаем полиелей. После прочтения Святого Евангелия люди подходят на помазание, и священнослужители касаются их чела освященным маслом. И снова человек воспринимает благодать Всесвятого Духа.

  Мы берём святую просфору в храме и вкушаем её с молитвой. И если мы с покаянием и благоговением обращаемся к Богу, чтобы Он нам даровал Свою благодать, то вкушая просфору и антидор, мы также принимаем благодать Всесвятого Духа.

  Какое же условие должно быть, чтобы человеческое сердце открылось к принятию Благодати Божией?

   Господь говорит нам во Святом Евангелии: «Сыне, даждь Ми сердце твое…». Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Но мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Гордыня сотворила светлых ангелов темными и злыми демонами, которые стали противиться воле Божией и отпали от благодати Божией. Недаром на иконах Страшного Суда мы можем увидеть демонов, изображённых тёмными и злыми, с элементами, похожими на животных – с рогами, копытами и хвостами. Это всего лишь символичное изображение того, в какое состояние пришли некогда светлые ангелы, воспротивившись, возгордившись против воли Божией. Всё, что противопоставляет себя Богу, становится Его прямой противоположностью. Если Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, если Бог есть любовь, то всё, что находится в Его духе, состоит с Ним в благодатном общении. И ангелы и люди, с покаянием приходящие к Богу, получают от Бога благодать. И если ангелы не пожелали быть с Богом, Господь по любви Своей, насильно не заставлял их любить Его, но дал им возможность жить в духовном удалении от Него. Господь вездесущ и Духом Своим пребывает и в преисподней. Но Он, уважая свободу разумных существ, ангелов и людей, даровал возможность выбора – жить с Богом в любви, в Духе Святом или быть в удалении от Бога в страшном мучении.

   В чём же состоит мучение людей, отпавших от Бога и Его божественной благодати? Каждый человек сотворённый Богом, по природе уже христианин. В IV веке христианский писатель Тертуллиан написал такие слова: « Душа по природе христианка». Даже независимо от того, какую веру исповедует, человек рождается уже с голосом совести внутри своей души. А голос совести это и есть голос Божий, который всех нас с вами призывает отступить от греха, уклониться от зла и сотворить благо. Голос совести всех нас бережёт от того зла, которое мы могли бы причинить своей душе, и к сожалению, по причине грехов не быть с Богом. Но Господь через голос совести говорит нам о том, чтобы мы не делали этого греха, а творили доброе дело , доброе слово и добрые пожелания. Ибо сами пожелания – это и есть внутренняя молитва, обращённая к Богу. Если мы откроем сердце своё для Бога, если мы будем жить со смирением и покаянием, то мы всегда будем находиться под покровом Божественной благодати, и Дух Святой будет обитать в наших сердцах, как в Своём возлюбленном жилище, как в храме Своем.

  Постараемся соделать наши души храмом Всесвятого и Животворящего Духа.

   Святые угодники Божии чувствовали себя на земле уже как в Раю, предвкушая будущее вечное блаженство по причине своего внутреннего состояния, в котором они находились и могли воспринять благодать Всесвятого Духа в такой великой степени, в которой, наверное, из нас с вами никто и никогда еще не ощущал. Вспомнил святого преподобного Серафима Саровского. Не случайно он каждого встречал словами: « Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова исходили из его сердца, потому что он, по жизни своей, по своему покаянию, по своей любви к Богу и ближнему, был вместилищем Святого Духа. И он чувствовал то великое блаженство, которое Бог даровал в Царстве Небесном любящим Его. Он на земле жил как на небе.

   Апостолы по сошествию Святого Духа обрели особую возможность говорить на разных языках, воскрешать мертвых, исцелять болезни, изгонять бесов. Все это в них творил Господь с помощью благодати Святого Духа. И если мы сегодня не видим таких явных чудес, не будем скорбеть и унывать по этому поводу. Ведь главным чудом для каждого из нас является то, что мы можем увидеть смирение в глазах человека, - об этом говорит преподобный Ефрем Сирин. Смирение – это значит, человек в своём сердце живёт с миром с Богом и с ближними. Постараемся и мы жить в мире с Богом и с ближними, уклоняться от зла, часто исповедоваться в согрешениях, причащаться святых Христовых Таин и творить добрые дела, уподобляясь нашему Небесному Отцу, в надежде на Его милость и стяжания благодати Всесвятого Духа.

  На все вас, дорогие братья и сестры, призываю Божие благословение. Пусть благодать Всесвятого и Животворящего Духа хранит вас на всех путях вашей богоугодной жизни.

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru