В Великую Среду епископ Феофан совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров

 

Епископ Волжский и Сернурский Феофан 28 апреля, в среду Страстной седмицы, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

 

Владыке сослужили клирики собора, пел малый состав Архиерейского хора под управлением Тимофея Протасова.

 

По окончании Литургии епископ Феофан обратился к прихожанам с проповедью. Полный текст архипастырского слова приводим ниже.

 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня мы с вами собрались в этом святом храме, чтобы вспомнить события из жизни Господа нашего Иисуса Христа, которому сегодня посвящён день Страстной седмицы. Ночь со вторника на среду Господь наш Иисус Христос провёл в доме Симона прокаженного, где жена некая, грешница, принесла сосуд благовонногомира и возлила на главу Спасителя. Один из учеников Господа, апостол Иуда Искариотский стал было возмущаться:«Зачем напрасная трата мира?» Но Господь ответил: «Эта женщина подготовила меня к погребению.

 

В это же время на совете первосвященников и старейшин иудейских было решено схватить и убить Спасителя. И в сердце ученика Христовавозникла страшная мысль о предательстве Господа своего и Учителя в Гефсиманском саду. Почему же ближайший из учеников Спасителя вдруг решился на такой страшный поступок?

 

Спаситель и Господь наш Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы проповедовать людям Евангелие – Благую весть о Царствии Небесном. Он часто говорил, что «Царство Мое не от мира сего». Но многие люди, к сожалению, как мы видим с вами в событии Входа Господня в Иерусалим, не могли это вместить, как и в сердце Иуды – Его ученика, мы видим непонимание этой проповеди. Ибо апостол Иуда согласился ходить со Спасителем и претерпевать разные лишения, как ему казалось, ради обыкновенного земного преуспеяния в какой-то карьере, ибо он думал,  Спаситель – это новый израильский царь, который придёт, воцарится. И непременно Иуде, как одному из учеников, хотелось стать в этом земном Царствии не менее чем министром финансов, ибо он постоянно носил с собой специальное вместилище для пожертвований христианской общине. И видя, что его надежды не сбываются, он хотя бы что-то хотел получить за свои многие труды, за своё добровольное претерпевание скорбей земных. Видя, что ему уже не стать каким-то чиновником высоким, обратился к первосвященникам: «Что мне дадите, если я предам вам Его?» И дали ему 30 сребренников. И сказал им Иуда: «Коголобжу, того и возьмите», то есть, кого поцелую…

 

И совершилось это страшное предательство в Гефсиманском саду. Но всё же голос совести в душе Иуды не умер, совесть, как голос Божий, взывала к покаянию, ибо он увидел, как воины схватили Спасителя и увели на суд к Пилату. Иуда раскаялся в своём поступке и принёс 30 сребренников обратно первосвященникам. Он бросил их им и сказал: «Согрешил я, предав кровь неповинную». Первосвященники же ответили ему: «Что нам до того! Это ты сотворил».

 

Иуда, не веря в то, что Бог может простить его за такой поступок, впал в сильное отчаяние. Не веря в милосердие Божие, он решил покончить с жизньюземной. Но Господь не давал ему сразу умереть от самоубийства. Как мы знаем, у него было несколько попыток покончить с собою, но то веревка обрывалась, то сучок обламывался. Однако Иуда настолько поверил врагу человеческого рода, который затмил его разум отчаянием, что Бог не простит его поступок, что всё таки он завершил жизнь  самоубийством.

 

Евангелие сегодняшнее благословляет поступок бескорыстный жены-грешницы, которая возлила на главу Спасителя драгоценное миро и порицает страшное сребролюбие апостола Иуды. Задумаемся, братья и сестры, к чему может привести пристрастная привязанность к земным вещам, благам, удовольствиям, к деньгам. Сребролюбие – это страсть не только к серебру, а вообще ко всему земному, к разного рода драгоценностям, деньгам, имеющим в сознании людей некую ценность. Но мы с вами знаем, что жизнь наша земная очень кратковременна, и прилепляться к земному нет никакого смысла, ибо завтра Господь может призвать нас на Суд свой. И с чем предстанет мы пред Ним?

 

Святые отцы говорят, что сребролюбие, как одна из страстей, живущих в душе человека, иссушает его сердце для любви к ближнему. Человек, преданный страсти сребролюбия, помрачает свой разум гордостью, самолюбием и забывает о любви. А Господь говорит нам о двух заповедях: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоими всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя… Но мы знаем, что любовь основана насамопожертвовании.

 

Если человек хочет проявитьради Христалюбовь к ближнему, он должен пожертвовать собой и тем, что у него есть. У апостола Иуды произошло всё с точностью наоборот: вместо тогочтобы быть преданным учеником Спасителя, он прилепился к земным благам и удовольствиям настолько, что сребролюбие помрачило его разум и наполнило его сердце эта страсть. Почему он, к сожалению, с легкостью предал Спасителя на распятие. И лишь потом, очнувшись от действия этой страсти, он стал действительно раскаиваться.

 

Но посмотрим, к чему привело раскаяние Иуды. Мы помним с вами, что в Евангелииповествуется о том,  как апостол Пётр трижды отрёкся от Спасителя во дворе архиерейском. Но в сердце апостола Петра покаяние не вызвало отчаяния, а вызвало надежду на милость Божию. А пока апостола Иуды тоже было в сердце, но в отличие от покаяния апостола Петра, его покаяние вызвало не надежду на милость Божию, а сомнение в милосердии Божием и привело к полному отчаянию.

 

Мы видим с вами, какая большая разница между покаянием апостола Петра и апостола Иуды. Один с покаянием ждал милости Божией и обрёл её. А другой раскаялся, но совершенно не надеялся на милость Божию и покончил с собой. С чего же начался этот страшный поступок? С помысла, который внушил враг человеческого рода апостолу Иуде. Он поверил этим вражеским мыслям как будто собственным своим и стал поступать так, как враг нашептывал ему.

 

К сожалению, и на иконе Страшного Суда мы с вами можем увидеть изображённого диавола, и на коленях у него сидит некий отрок – это душа апостола Иуды. Посмотрите, к чему привело сребролюбие. Оно довело человека до согласия с тем, что он может лишить себя жизни и как будто бы в этом найти выход из сложившейся печальной ситуации. Но на самом деле мы видим, что страдание апостола Иуды на этом не закончилось, душа его сошла во ад, ибо она закончила свой земной путь в смертном грехе.

 

Как страшно для нас оставаться ослепленными своими страстями!  Мы должны понимать, что страсти появились в человеке с момента грехопадения первых людей Адама и Евы. Они исказили образ и подобие Божии в человеке.

 

Мы не имеем права соглашаться со своими страстями, но всегда должны находиться в борьбе с ними, ибо страсти – это неестественное состояние человека. К сожалению, мы их унаследовали по природе от Адама и Евы, и они стали как бы второй природой человека. Но Господь призывает нас к тому, чтобы мы на кресте самоотречения распяли себя, то есть распяли действие своих страстей в нашем сердце.

 

Постараемся серьезно отнестись к тому, какие помыслы приходят к нам, в наше сердце. Что мы слышим, когда в нашей душе происходит постоянный диалог: либо помыслы от Бога, либо помыслы от лукавого. И здесь необходима духовная рассудительность. Даже добродетель без рассуждения может принести человеку вред духовный.

 

Всем сердцем желаю нам с вами,  чтобы рассудительность, как одна из добродетелей христианских, была в нашей душе. Мы видим, какую милость оказал Спаситель апостолу Петру, который трижды принёс покаяние перед Ним. Такая же милость могла коснуться и апостола Иуды, но он не поверил в милосердие Божие. Он думал, что его грех превзойдет любовь Божию. Однако, любовь Божественная и милосердие к человеческому роду, подобно океану, покрывает грехи многочисленные, подобные морскому песку.

 

Вдумываясь, как связаны в нашей душе помышления, желания, действия, страсти, постараемся приближаться к Богу. Ибо нестяжание рождает в душе молитву и, наоборот, любостяжание, сребролюбие делает сердце человека окаменелым и нечувственным к чужим страданиям.

 

В среду Страстной седмицы, сегодня, мы совершили в последний раз в этом году Божественную литургию, составленную святителем Григорием Двоесловом, а также сегодня мы совершили в последний раз в этом году молитву преподобного Ефрема Сирина, которая начинается, в среду Сырной седмицы, а заканчивается в среду Страстной седмицы.

 

Призываю на всех вас Божие благословение. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь».

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru