12 октября – 30 ноября 2020 года в г. Йошкар-Оле и Республике Марий Эл пройдут VIII Региональные Рождественские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память».

 

   Рождественские образовательные чтения – это крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.

 

   В работе Чтений принимают участие священнослужители, руководители и сотрудники подразделений Марийской митрополии, представители органов государственной власти, местного самоуправления и воинских подразделений, педагоги, студенты, представители учреждений культуры, социальной сферы и родительской общественности.

 

   Чтения являются открытыми и проводятся учредителями в следующем порядке:

 

   - 12 октября – 30 ноября 2020 г. – проведение педагогических конференций, круглых столов, парламентских встреч, семинаров, мастер-классов, дискуссий, презентаций, тематических выставок, социальных акций, родительских собраний.

   - 26 ноября 2020 г. в 10.00 – пленарное заседание в актовом зале Православного центра - г. Йошкар-Ола.

 

   В рамках Чтений будут работать следующие направления

 

   1. Церковь и образование;

   2. Церковь и культура

   3. Личность, общество, Государство и Церковь в социальном служении;

   4. Церковь и молодёжь;

   5. Церковь и СМИ;

   6. Взаимодействие Церкви с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством;

   7. Миссионерское служение Русской Православной Церкви;

   8. Древние монашеские традиции в условиях современности.

 

   Справки по телефону: 8-937-110-68-38 – Сарынина Виктория Яковлевна (e-mail: vicasar847@yandex.ru)

 

 

 

                                                                                       Положение

                     о проведении VIII Региональных Рождественских образовательных чтений

 

 

 

                                                                                                                                                   Йошкар-Олинский и Марийский

                                                                                                                                                   _____________________ИОАНН

 

 

                                                                                    ПОЛОЖЕНИЕ

                                   о проведении VIII Региональных Рождественских образовательных чтений

                                        «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

 

     1.1. Настоящее Положение о проведении

     Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и  Восток, историческая память народа» (далее – Чтения) определяет цели и  задачи, направления и сроки проведения мероприятия в Республике Марий

     1.2. Чтения проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в соответствии с «Положением о Международных Рождественских образовательных чтениях», принятом Высшим Церковным Советом 15 июня 2012 года и одобренном на заседании Священного Синода 25-26 декабря 2012 года (журнал № 110).

    1.3. В соответствии с «Положением о Международных Рождественских

региональный Рождественских образовательных чтений проводится в октябре-ноябре, предшествует Международному этапу Чтений, имеет с ним общую тематику и организуется по региональному принципу.

    1.4. Организаторами Чтений является Йошкар-Олинская и Марийская Епархия Русской Православной Церкви и Правительство Республики Марий Эл.

   1.5. Общее руководство Чтениями осуществляет Оргкомитет, утвержденный митрополитом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном, который входит в состав Оргкомитета как его председатель. Заместителем

председателя (ответственным секретарем) по должности назначается руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

   2 Цели и задачи Чтений

   2.1. Целями Чтений являются:

   - консолидация власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, Русской Православной Церкви и общественности в развитии преемственности поколений, сохранения военно-исторического и

культурного наследия;

   - укрепление единства российского народа, исторических традиций государства, национальных идеалов, являющихся высшей нравственной ценностью и основой патриотического воспитания подрастающего поколения и в связи с 800-летним юбилеем со дня рождения князя Александра Невского.

   2.2. Основные задачи Чтений:

   - актуализация опыта и православных традиций патриотического воспитания в контексте героического прошлого российского народа, позволяющего объективно понять настоящее и увидеть перспективы развития в будущем;

   - осмысление векового наследия взаимодействия Русской Православной Церкви, государства и общества в сохранении и развитии духовности и нравственных начал личности;

   - воспитание гражданской ответственности, формирование объективной исторической памяти, национального самосознания и духовного единения у подрастающего поколения;

   - содействие в формировании благоприятных условий духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения путем интеграции современных просветительских методик и практик, направленных на создание единого образовательного пространства;

   - выявление, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта работы по духовно-нравственному просвещению и воспитанию обучающихся в сфере государственного и религиозного образования;

   - расширение церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов в области образования и воспитания подрастающего поколения.

   3 Участники Чтений:

   Участниками Чтений могут быть представители систем образования, культуры, молодёжной политики, социальной защиты, здравоохранения, религиозных и общественных организаций, работники средств массовой информации, другие заинтересованные лица, занимающиеся вопросами социально-культурного и духовно-нравственного развития населения

Республики Марий Эл.

   4 Тематические направления Чтений:

   23 июня 2014 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ № 448 о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. 11 марта 2020 года на заседании Синода Русской Православной Церкви было предложено председателем Международных Рождественских образовательных чтений святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом провести XXIX Международные Рождественские образовательные чтения в период с 24 по 27 января 2021 года и посвятить Форум теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Тематика VIII региональных Рождественских образовательных чтений

«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» дает возможность раскрыть много важных тем в рамках всех направлений Чтений.

  4.1. Церковь и образование

  Доклады этого направления раскрывают непреходящую роль Православия в формировании духовности, нравственных начал личности, а также его роль в развитии российского образования.

  -Александр Невский: посыл из средневековья в современность.

  - Благоверный князь Александр Невский: жизнь и судьба.

  -Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке.

  - Воспитательный пример в жертвенном служении Родине святого князя

Александра.

  -Смирение христианина, смелость воина и мудрость дипломата Александра Невского.

  -Из опыта гражданского воспитания на уроках литературы и истории при изучении тем, связанных с Александром Невским.

  -Образовательное путешествие в Александро-Невскую Лавру как значимый исторический памятник Святому благоверному князю Александру Невскому.

  -Опыт аналитического прочтения с обучающимися 8 класса «Повести о житии и о храбрости Благоверного и Великого князя Александра».

  - По страницам жизни обладателей ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».

  - Использование кейс-технологий при проведении уроков (внеклассных мероприятий) о жизненном подвиге Александра Невского.

  - Развитие традиционных духовно-нравственных ценностей в контексте курса «Основы религиозных культур и светской этики» (разработка серии уроков, видео-уроков, мастер-классов).

  - Опыт наставничества в современном образовательном пространстве.

  - Вузовская и церковная наука: обретение взаимопонимания – путь к сотрудничеству.

 

  4.3. Личность, общество, Государство и Церковь в социальном служении

  Традиционные семейные ценности, отношения в семье разных поколений, уважение и почитание родителей; забота о детях, об их физическом и нравственном здоровье.

  -Опыт семейного просмотра фильма С. М. Эйзенштейна «Александр Невский».

  - Жизнь и подвиг Александра Невского как отражение отцовского наказа.

  -Роль семейного воспитания в становлении личности Александра Невского.

  -Семейное воспитание подростка на примере Александра Невского.

  -Александр Невский – сын, брат и отец.

  -Вопросы духовно-нравственного воспитания на примере жизни Александра Невского.

  - Развитие патриотизма в семье на основе подвигов Александра Невского.

  -Духовно-нравственное воспитание детей через православную культуру в традиционной российской семье.

  -Семейные ценности в эпоху Александра Невского.

  -Роль Православия в становлении духовно-нравственных ценностей семейного воспитания.

  -Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье.

  -Утверждение трезвости: задачи Церкви и институтов гражданского общества. Организация общества трезвости на церковном приходе.

   4.4. Церковь и молодёжь

   Распространение и укрепление идей Православия в молодёжной среде.

  -Имя Александра Невского в воспитании современной молодежи.

  -Александр Невский. Уроки мужества.

  -Реконструкции эпичных русских битв: темы, сценарии, их влияние на подрастающее поколение.

  -Жизнь благоверного князя Александра Невского как пример для молодёжи.

  -Подвиги российского воинства и образ благоверного князя Александра Невского.

  -«Не в силе бог, а в правде!» – напутствие для юношества, посвятившего себя служению Отечеству.

  -Опыт гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на примере благоверного князя Александра Невского.

  - Молодежь и героическое наследие: опыт сохранения и приумножения.

  - Воспитательные возможности исторических памятников святому благоверному великому князю Александру Невскому.

  -Интеграция художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания молодёжи посредством использования произведений искусства о благоверном великом князе Александре Невском.

  -Возможности использования образа Александра Невского в делинквентных молодежных группах.

  -Роль духовного воспитания в организации и осуществлении волонтерской деятельности.

  4.5. Церковь и СМИ

  Средства массовой информации как инструмент влияния на человеческое сознание. Роль СМИ в формировании положительного либо отрицательного отношения к идеям Православия.

  -Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне (на примере СМИ Республики Марий Эл).

  - Исторические телепрограммы, каналы, проекты: опыт России и мира.

  -Церковь и средства массовой информации: проблемы взаимодействия.

  -Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти.

  -Великие полководцы и события исторического прошлого на материале СМИ (федеральных, региональных или муниципальных).

  -Актуальное прошлое: средства массовой информации и сеть Интернет как популяризаторы российской истории.

  -Влияние традиционных и новых медиаподходов в воспитании у молодежи гражданственности, патриотических и духовных ценностей.

  - Взаимодействие Русской православной церкви и средств массовой информации.

  -СМИ и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

  -Воспитательные возможности телепередач федеральных региональных каналов.

  - Образовательные возможности исторических телепрограмм.

  4.6. Взаимодействие Церкви с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством.

  - Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества.

  -Православная культура и исторический опыт как основа духовно-нравственного воспитания ребенка.

  -Духовные основы воинского служения.

  -Служение военного духовенства и его роль в развитии вооружённых сил.

  -Личный выбор и его влияние на ход истории. На примере исторического и житийного образа святого благоверного князя Александра Невского.

  -Взаимоотношение церкви и казачества на современном этапе.

  -Специфика военно-патриотического и физического воспитания в кадетских классах и клубах.

  -Отношение к детям в казачьей семье: от древности до наших дней. Формирование духовно-нравственных ценностей защитников Отечества».

  -Солдаты Христовы, живые и павшие.

  -Основа казачьей идеологии – православное мировоззрение.

  -Опыт духовно-нравственного воспитания в кадетских классах, реализующих образовательные программы с использованием культурно- исторических традиций казачества.

   4.7. Миссионерское служение Русской Православной Церкви

  -Роль святого благоверного князя Александра Невского в защите православия на Руси»

  -Александр невский – солнце Земли Русской.

  - «Не в силе Бог, а в правде!»

  -О доблестях благоверного князя Александра Невского.

  -Поклонимся Великим тем годам.

  4.8. Древние монашеские традиции в условиях современности

  -Монашество и патриотизм

  -Монашеские обеты и их значение для формирования духовно здоровой личности.

  -Отречение от мира как средство сохранения нравственных ценностей (для самого монаха, монашеского братства, общества).

  -Аскеза как основа монашеского подвига.

  - Монашество и война. Что значит быть воином Христовым?

  5 Проведение Чтений

  5.1. Оргкомитет определяет даты и формат проведения Чтений.

  5.2. Чтения могут включать в себя парламентские встречи, педагогические конференции, секции, круглые столы, мастер-классы, семинары по различным направлениям, по аналогии с международным этапом Чтений в Москве, отражая ту работу, которую проводит Йошкар-Олинская и Марийская епархия в разных сферах деятельности, а также культурную программу – выставки, экскурсии, спектакли, просмотр фильмов, фестивали и т.д.

  5.3. Чтения включают в себя пленарное заседание и работу секций и завершаются подведением итогов и предложениями участников в резолюцию.

  5.4. В рамках Чтений состоится церемония награждения лауреатов и победителей в номинациях межрегионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Республике Марий Эл; победителей республиканского этапа конкурса «Красота Божьего мира».

  5.5. Оргкомитет приглашает к участию в работе Чтений Республики Марий Эл:

– аппарат Правительства Республики Марий Эл,

– представителей органов государственной власти и местного самоуправления,

– представителей епархиальных структур Русской Православной Церкви,

– руководителей органов управления образованием региона,

– представителей руководства различных министерств РМЭ,

– ректоров высших учебных заведений (государственных и негосударственных вузов), представителей научной и педагогической общественности, директоров школ и других образовательных организаций (в том числе православной гимназии, воскресных школ),

– представителей других традиционных для России конфессий,

– представителей руководства воинских подразделений,

– казачьих атаманов,

– руководителей организаций, относящихся к социальной сфере (главных врачей больниц и роддомов, ответственных за санаторно-курортное лечение в регионе, представителей региональных обществ, православных врачей и т.д.),

– представителей творческой интеллигенции,

– представителей родительской общественности и т.д.

  5.6. Участие в Чтениях подтверждается Оргкомитетом после получения

заявки (Приложение 1). Заявку необходимо направить в Оргкомитет до 15 октября 2020 года (включительно). Заявки, присланные позднее, Оргкомитетом не рассматриваются.

  5.7. Участниками Чтений считаются:

– докладчики (указывают в заявке статус «докладчик» и тему доклада);

– слушатели (указывают в заявке статус «слушатель»).

  5.8. Докладчикам необходимо предоставить тезисы и статьи (по выбору автора) по электронной почте vicasar 847@ yandex . ru не позднее 15 октября 2020 года, в соответствии с требованиями к оформлению тезисов и статей

(Приложение 2). Телефоны для справок: 8-937-110-68-38.

  5.9. Содержание тезисов докладов участников должно отражать тему

Чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память

народа», в рамках которой возможны выступления по направлениям:

- «Церковь и образование».

- «Церковь и культура».

- «Личность, общество, Государство и Церковь в социальном служении».

- «Церковь и молодёжь».

- «Церковь и СМИ».

- «Взаимодействие Церкви с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством».

- «Миссионерское служение Русской Православной Церкви».

- «Древние монашеские традиции в условиях современности».

  5.10. Оргкомитет вправе отклонить тезисы, не соответствующие целям и тематике Чтений, или предложить автору доработать тезисы с учетом представленных замечаний.

  5.11. Программа Чтений публикуется на официальных сайтах организаторов за 5 дней до начала работы Чтений.

  5.12. Анонсирование мероприятий Чтений и информация об их  проведении по окончании размещается на официальных сайтах организаторов Чтений.

  5.13. Председательствующие на мероприятиях Чтений, в случае высказывания докладчиками недопустимых или спорных, с точки зрения православного богословия или соответствующей научной области, высказываний обязаны давать компетентные комментарии, которые должны быть отражены в отчетах руководителей направлений Чтений.

  5.14. По итогам работы планируется издание материалов Чтений отдельным сборником, в который войдут научные статьи и тезисы докладов по выбору авторов. Ответственность за содержание сборников несет ответственный секретарь Чтений – руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской

епархии Русской Православной Церкви.

  5.15. Тезисы актуальных по тематике и подготовленных на высоком уровне сообщений могут быть рекомендованы для международного этапа Чтений.

  6 Организация и порядок проведения Чтений

  6.1. Чтения проводятся в следующем порядке:

  - с 12 октября по 30 ноября 2020 г. – проведение педагогических конференций, круглых столов, парламентских встреч, семинаров, мастер-классов, дискуссий, презентаций, тематических выставок, социальных акций, родительских собраний.

  - 26 ноября 2020 г. в 10 – пленарное заседание.

  6.2. На пленарном заседании могут рассматриваться вопросы по направлениям, указанным в пункте 5.9.

  6.3. Всем руководителям направлений предлагается в указанные сроки предоставить списки делегатов на Чтения.

  6.4. Подготовку и проведение Чтений осуществляет Оргкомитет.

  6.5. Оргкомитет является исполнительным органом и несёт ответственность за организацию и проведение Чтений, делопроизводство и архив, осуществляет мероприятия по проведению Чтений и подведению итогов.

  6.6. Состав организационного комитета формируется из числа учредителей Чтений, а также представителей организаций, осуществляющих поддержку Чтений.

  6.7. Состав руководителей направлений определяется организационным комитетом.

  6.8. Функции руководителей направлений:

  - участвуют в заседаниях оргкомитета по приглашению организационного комитета;

  - приглашают основных участников и докладчиков для работы в направлениях;

  - возглавляют рабочие заседания в рамках Чтений с представителями епархиальных подразделений по направлениям Чтений;

  - несут персональную ответственность за качество и содержание выступлений на различных секциях;

  - осуществляют оперативную информационную поддержку и интернет- поддержку возглавляемых ими направлений.

  6.9. Экспертная группа осуществляет экспертную оценку, представленных материалов в соответствии с критериями:

  - соответствие целям и задачам Чтений;

  - полнота и глубина раскрытия темы;

  - самостоятельность суждений, отражение личного отношения к рассматриваемым вопросам;

  - достоверность и целесообразность включения литературных и исторических фактов.

  6.10. По результатам экспертизы представленных материалов экспертная группа принимает решение об их допуске к публичному обсуждению и информирует об этом авторов.

  6.11. Состав экспертной группы, осуществляющей экспертную оценку представленных материалов, формируется из числа священнослужителей, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций города Йошкар-Олы.

  6.12. Программа работы Чтений, включая информацию о материалах, допущенных к публичному обсуждению на направлениях, размещается отделом религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на адресе электронной почты:

vicasar 847@ yandex . ru ;

http://www.mari-eparhia.ru/all_newses/news/.

  7 Требования к оформлению тезисов и статей

  7.1. Объем представляемых материалов должен составлять от 3 до 5 полных страниц формата А4, ориентация бумаги книжная. Материалы предоставляются в следующем виде:

  - в редакторе Word для Windows;

  - шрифт «Times New Roman», кегль – 14, выравнивание по ширине, без автоматического переноса, цвет – черный;

  - межстрочный интервал – полуторный;

  - поля со всех сторон по 2 см;

  - абзацный отступ – 1,25см;

  - страницы не нумеруются.

  7.2. Порядок расположения (структура) текста:

  - вверху справа печатается полужирным курсивом фамилия, инициалы автора (-ов), место работы/служения, должность, ученая степень/церковная ученая степень, духовный сан;

  - название доклада печатается полужирным шрифтом с выравниванием посередине, точка в конце заголовка не ставится;

  - после отступа печатается текст, с указанием ссылок на первоисточники в квадратных скобках;

  - через пробел печатается список используемой литературы, где указываются только цитируемые источники.

  7.3. Ссылки на литературу печатаются внутри статьи в квадратных скобках после цитаты соответственно порядку упоминания в тексте. Сначала указывается номер источника, а затем после запятой – номер страницы: [3,

С.121]. Ссылки на несколько источников с указанием страниц разделяются между собой точкой с запятой [2; 3; 5]. Автоматические сноски запрещены.

  7.4. Список литературы после статьи располагается в алфавитном

порядке, согласно ГОСТу 2008 года (допустимо обращение к ГОСТУ 2003

года).

  7.5. Рукопись должна быть тщательно вычитана и представлена без

опечаток или иной ошибочной информации.

  8 Подведение итогов работы Чтений

  8.1. Всем выступившим участникам Чтений, чьи работы были представлены на секциях для публичной защиты, выдается сертификат об участии в Чтениях.

  8.2. Руководители направлений сдают краткую информацию о работе направлений, выступивших участниках, рассмотренных вопросах и предложениях участников секций в организационный комитет с указанием

рекомендованных работ.

 

 

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

контакты

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru