Богослужение епископа Феофана в Рождественский сочельник

   Утром 6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и великую вечерню с чтением рождественских паремий в Никольском кафедральном соборе города Волжска.

 

  Его Преосвященству сослужили клирики собора. Песнопения исполнил архиерейский хор.

 

  В завершение богослужений владыка Феофан поздравил верующих с Рождественским сочельником и обратился к собравшимся с архипастырским словом:

 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами пришли в храм, чтобы участвовать в богослужении Сочельника Рождества Христова. Мы совершали Божественную литургию Иоанна Златоуста и по её окончании – вечерню, которая уже принадлежит празднику Рождества Христова.

 

Удивительное чудо милости Божией к человеческому роду празднует Церковь в этот день. Когда-то в раю сотворены были Адам и Ева для вечной блаженной жизни. Но враг человеческого рода, который на тот момент уже отпал от Бога, вошёл в рай и стал искушать наших прародителей на грех, на действие, противное воле Божией. Всего одна заповедь была дана им, чтобы, исполняя её, показывать свою любовь к Богу.

 

Господь на какое-то время не благословил нашим прародителям вкушать от плодов древа познания добра и зла. Упражняясь в исполнении этой заповеди, люди, находясь во святом состоянии, каждый раз восходили бы, в духовном смысле, от силы в силу. Святость ещё более пребывала бы в них. И по достижении определенного духовного состояния Господь благословил бы вкушать плодов и от этого древа, без всякого вреда для людей, ибо Господь не сотворил ничего вредоносного и смертоносного. Всё в раю было свято и прекрасно. И лишь нарушение заповеди Божией повлекло за собой изменение в человеческой природе. А поскольку человек был венцом творения Божия, то это привело к изменению в природе, сотворённой до появления первых людей.

 

Все, что принадлежит земному миру, изменилось в худшую сторону. Как сказано в Священном Писании: «вся тварь стенает и мучается». То есть все животные, и птицы, и рыбы, и весь мир растительный, всё, что мы видим вокруг, повредилось из-за грехопадения человека. Господь пришёл в рай, чтобы видимым образом беседовать с ним, Он ожидал от человека раскаяния в содеянном проступке. Но изменения, привнесённые в его природу грехом, уже приносили свои печальные плоды. И вместо того, чтобы попросить прощения у Бога, наши прародители стали обвинять друг друга, переваливая вину с одного на другого.

 

Адам отвечал Богу на Его вопрос, не вкушал ли он плода от древа запрещенного: «Вот, Господи, жена, которую Ты мне дал, она мне дала и я ел». Ева, в свою очередь, переложила вину на змия, который вещал ей ложные обещания. Не в ком из них раскаяния Господь не увидел.

 

Чтобы наши родители не погибли совсем духовно, Господь, по любви своей, решил привести их в чувство, выведя из рая. Господь сшил для них кожаные ризы. То есть то тело, которое мы сейчас имеем, и есть те ризы, о которых говорится в Священном Писании. Человеческая плоть стала совсем другой, не такой, какая она была сотворена прежде, ибо вся природа его изменилась в худшую сторону.

 

Посредством греха в мир вошли смерть, болезни и скорбь. Весь мир помрачился, и всё земное стало временным, устремляться к своему концу, завершению, разрушению и смерти. И Господь, выведя Адама и Еву из рая, утешил их обетованием, что со временем в мир придёт Спаситель, который сотрет главу змия, то есть в духовном смысле победит диавола, который когда-то обманул прародителей, увлекая их сотворить грех.

 

Мы помним, что диавол обещал людям, забравшись на древо познания добра и зла. Он коварно внёс в их сознание сомнение в словах Бога о том, что, если они будут соблюдать эту заповедь, то будут счастливы с Господом. Враг человеческого рода говорил: «Но знает Бог, что в день, в который вкусите плода от древа сего, станете как Боги». То есть мысль свою он, который сам хотел стать как Бог, внушил людям, чтобы они не дожидались разрешения Господа на вкушение плодов от древа познания добра и зла, но, нарушив заповедь Его, стали бы вдруг счастливыми.

 

Какая страшная ложь и уловка для людей: нарушить нужно заповедь Божию, и тогда ты станешь счастливым! Не то же самое ли мы слышим, братья и сестры, сегодня. Как коварно враг человеческого рода действует в нас, потомках Адама и Евы. За много тысячелетий он научился бороться с человеком так, что мы только диву даемся, как же человек может впасть в такие заблуждения и ещё искренне верить тому, что враг ему в мыслях советует.

 

Как важно быть православным христианином, не только по крещению, но и по образу своей жизни, иметь духовного отца и правильно руководствоваться им в духовном делании, чтобы пройти этот путь земной тернистой жизни и войти в вечную радость с Богом, прийти к Нему с добрым ответом.

 

И вот Господь обещает людям, что придёт Спаситель мира. И через пять с половиной тысячелетий после сотворения первого человека Адама на землю чудесным образом приходит, воплотившись от Девы Марии, Сам Бог и становится Богочеловеком. Господь наш Иисус Христос, принимает на Себя человеческую природу, уже испорченную грехом, и она в Нём обожествляется, становится бесстрастной. Естественные желание сна, усталость, голод остаются в этой природе во Христе, но страстей духовных, таких как гордыня, тщеславие, уныние, гнев, сребролюбие и прочие, уже не было в той природе человеческой, которую Господь обложил, ибо Он принял её на Себя.

 

Господу Иисусу Христу надлежало проповедовать на земле, сотворить множество чудес и затем добровольно отдать Себя людям в руки, чтобы пострадать за весь человеческий род и дать возможность людям получить прощение через веру в истинного Бога, Господа Иисуса Христа, через принятие крещения и сотворения многих и многих добрых дел. Представим себе, дорогие братья и сестры, что в нашем бескрайним космосе, сотворенном Господом, миллионы миров и в этом бесчисленном количестве разных планет где-то там затерялась маленькая Земля, которая сотворена была ради человека, ради вечной блаженной жизни с Богом. И вот на эту Землю изволил воплотиться, приняв человеческую природу, Сам Бог, чтобы потом, пострадав за людей на Кресте даже до смерти, воскреснуть из мёртвых и привести к вечной жизни всё человечество!

 

Какое непостижимое для человеческого ума бескрайнее творение, это пространство во Вселенной, в котором есть наша планета, на которую Сам Бог, сотворивший бескрайний космос, пришел, чтобы в образе человека быть с нами, проповедовать Святое Евангелие, а затем добровольно умереть на Кресте за каждого из нас! Мы благодарим Бога за Его великую милость.

 

Во времена Спасителя на земле было много учёных мужей, которые изучали природу, устроение человека, многие законы бытия, устроенного Богом. Эти ученые много знали, но не было просвещения светом божественного разума. Они во множестве своём, не зная Единого Истинного Бога, в античные времена поклонялись языческим божествам, которых представил человеческому роду диавол, требуя поклонения себе как богу.

 

Враг человеческого рода представал перед людьми в виде каких-то огромных устрашающих существ, принимал вид великана и требовал себе человеческих жертвоприношений. Это был отпавший от Бога ангел Люцифер. В переводе его имя означает «Светоносный». Но мы знаем, что он пожелал быть равным Богу и в своей гордыне отпал от Господа.

 

Сколько человеческих душ погубил враг человеческого рода, внушая, что есть множество богов, которым нужно совершать божественное поклонение! Язычники, по сути своей, приносили поклонение людям, которых они обожествляли, но при этом понимали, что эти человекобоги имели при себе такие же страсти и пороки как у нас. И всё это возносилось в поклонение, равное Богу. Это ужасное заблуждение, эта тьма языческая была, наконец, разрушена Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, Который пришёл на землю и воплотился от Приснодевы Марии.

 

Господь явил необыкновенную любовь к человеческому роду, ибо прежде сотворения человека Бог знал, что придется со временем согласиться быть распятым за него и умереть на Кресте. Бог, желая поделиться своим вечным блаженством, согласился умереть на Кресте за людей и лишь после этого сотворил человека. Очень много, наверное, труднопонимаемого для человеческого ограниченного разума в том, какую безграничную любовь Бог являет всему миру в своём рождестве, распятии, воскресении из мёртвых.

 

Сегодня начало нашего спасения мы празднуем в том, что приходим в храм на праздник Рождества Христова и прославляем величайшую милость Божию, явленную человеческому роду. Мы благодарим Господа Бога, разрушившего в сознании людей языческую тьму, идолопоклонство и даровавшего истинную веру Единого Истинного Бога во Святой Троице поклоняемого, Отца и Сына и Святого Духа, и чтим Его Пречистую Матерь, ибо Господь через Неё изволил чудесным образом родиться в этот мир. Мы понимаем, что Приснодева Мария и до Рождества и после остаётся Девой и при этом является Матерью для Божественного Сына по Его человеческой природе. Это ещё одно величайшее чудо!

 

Святые отцы говорят нам для правильного понимания Рождества Христова: подобно тому, как солнечный луч проходит сквозь стекло, не нарушая его целостность, так и Господь наш Иисус Христос, чудесным образом безболезненно, изволил родиться от Приснодевы Марии, сохраняя Её девственность, даровав Ей материнство. Удивительные венцы стяжала Божия Матерь! И сегодня мы молимся Ей, чтобы Господь нас простил и помог нам встретить достойно Рождество Христово и не только этот праздник, а чтобы вся наша жизнь преобразилась к лучшему и мы, насколько можно, с Божией помощью, удалились от греха и сотворили много добродетелей, блага для спасения своей вечной души.

 

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова и желаю, чтобы свет божественного разума, принесенный на землю Иисусом Христом, просветил наши сердца и ум, и мы всегда старались жить по заповедям Божиим, исполняя слова Божественного Евангелия: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всем разумением, всем существом своим» и вторую заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Пусть на любви будет основана вся наша жизнь. С праздником!»

 

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru