Богослужения епископа Феофана в Неделю о блудном сыне

 

 

Епископ Волжский и Сернурский Феофан 3 марта, в Неделю о блудном сыне, совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе.

 

Архипастырю сослужили клирики собора, песнопения исполнил хор под управлением Евгения Чигарова.

 

По окончании богослужения глава епархии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.

 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня, в воскресный день, в одну из приуготовительных Недель перед Великим постом, Святая Церковь предлагает нам во время Божественной литургии услышать чтение притчи о блудном сыне. Не случайно именно эта притча звучит в то время, когда мы готовимся войти в поприще Великого поста, чтобы принести Богу жертву покаяния, заглянуть в своё сердце и увидеть, что происходит в нём: стало ли оно чистым храмом Духа Святаго, или у нас ещё впереди предстоит работа над искоренением страстей, которые подобно терниям покрыли почву нашего сердца.

 

В притче о блудном сыне мы слышим о том, что у одного человека было два сына. Младший из них попросил себе часть имения. Отец исполнил его просьбу, и сын взяв свою часть, ушёл на страну далече и там, пожив распутно, растратил отцовское имение и стал нуждаться и бедствовать. В связи с такою нуждою он пристал к одному из жителей другой страны, чтобы наняться к нему в работники, и тот послал его на поля свои пасти свиней.

 

Младший сын, желая напитаться, хотел уже вкусить того корма, которым питались свиньи, но не смог этого сделать. И здесь в душе его произошло раскаяние. Он понял, что в доме отца он жил как в раю, ибо был исполнен всех благ. И положил твёрдое намерение исправить свою жизнь и вернуться к отцу своему. Он настолько раскаялся, что решил пойти к отцу с покаянием, не смея назвать себя его сыном, но хотя бы попроситься наёмником в свой отеческий дом.

 

Отец же, по любви своей, ежедневно выходил на дорогу, по которой сын ушёл на страну далёкую и всматривался вдаль: не идёт ли обратно его сын. И вот, увидев возвращающегося сына, он в сердце возрадовался о том, что тот решил изменить свою жизнь. Когда же сын подошёл к отцу, он встал на колени и просил прощения. Он заранее приготовил слова покаяния. Но отец, видя глубину раскаяния своего сына, не дал договорить ему и приказал слугам принести новые одежды, перстень и сапоги и одеть своего сына. Приказал привести тельца упитанного и заколоть его, чтобы все могли вкусить от этого пира и возрадоваться.

 

Старший же сын, видя, что отец простил младшего сына, стал заносчиво говорить, что отец не дал ему с друзьями повеселиться трапезой, хотя он исполняет все его слова. Отец обратился к старшему сыну и сказал: «Всё, что есть у меня, всегда было твоим. Но сегодня особенная радость от того, что младший сын заблуждался и нашелся, был мёртв и ожил».

 

Сегодня эта притча, дорогие братья и сестры, звучит для каждого из нас. Под младшим сыном мы должны подразумевать душу каждого человека, который, испросив благ у Отца Небесного, дарующего их с любовью всем нам, к сожалению, с этими дарами, не внимая заповедям Божиим, удаляется от Отца, в духовном смысле, на сторону греха. Страна далекая – это страна греха, который часто мы обнаруживаем в самих себе.

 

Человек, к которому пристал младший сын на стране далече, нанимаясь к нему в работники, - это враг человеческого рода, который послал его пасти свиней своих, то есть слушать помыслы бесовские и поступать по воле диавола. Но то, что грех даёт нам, это и есть опустошение души. Никогда грех не сделал человека счастливым. Посмотрим на наших прародителей Адама и Еву. Они жили в прекрасном раю, были святыми до тех пор, пока исполняли волю Божию. Но как только воспротивились заповеди единственной о невкушении плода с древа познания добра и зла, противопоставили свою волю воле Отца Небесного. Господу потребовалось вывести первых людей из рая для того, чтобы к ним пришло осознание того, что они сотворили, какое зло вошло в мир вместе с грехом. И только покаяние и вера в грядущего Сына Божия, которого обетовал Отец Небесный нашим прародителям, и раскаяние в содеянных грехах отверзают всему человечеству рай.

 

Сегодня, читая притчу о блудном сыне, мы понимаем, что не может греховное услаждение сиюминутное, опустошающее душу, подарить человеку райское блаженство. Мы понимаем, что враг человеческого рода, предлагая очень легко уподобиться Богу тем, чтобы не делать никаких добродетелей, но сотворить грех, обманывал наших прародителей. И в притче о блудном сыне мы особенно хорошо это видим. Когда младший сын увидел, что не может упитаться кормом для свиней, он понял, что больше не может пребывать на стране далече, ибо это окончательная погибель для его природы. Он вернулся в родительский дом другим человеком, пришёл с покаянием, с решимостью изменить свою жизнь, с внутренним смирением, которое означает желание жить с миром в душе, в мире с Богом и ближними.

 

И вот, сегодня, услышав эту притчу накануне Великого поста, мы понимаем, что Церковь напоминает нам о том, как мы должны искренне попросить прощение у Господа, у ближних наших, сотворенных по образу и подобию Божиему, у наших братьев и сестёр во Христе, у всех, кого мы обидели, огорчили, кто обидел или огорчил нас. И с миром в душе вступить в поприще Великого поста. И тогда весь пост пройдет осмысленно. Мы будем поститься, не только воздерживаясь от пищи животного происхождения, но стараться избегать ссор, ненужных сплетней, которые порождают конфликты. Мы будем стараться утешать ближних, проявлять к ним любовь во Христе во всех её проявлениях. И тогда воистину такой пост принесёт душе каждого из нас духовную пользу. Мы действительно обогатим свою душу добродетелями, и Господь дарует нам дары Всесвятого и Животворящего Духа.

 

Всем нам, дорогие братья и сестры, желаю от всего сердца искреннего покаяния, которое не было бы ограничено только временем Великого поста, но чтобы оно стало фоном всей нашей жизни. Если мы раскаиваемся, то покаяние должно принести добрые плоды укрепления веры, чистоты души, уклонения от греха, чтобы мы совершенствовались во всяком благочестия и чистоте и смогли с Божией помощью пройти тернистый путь и принести Богу свою душу чистой, в светлой радости преображенной, обогащенной благодатью Святого Духа. Христос воскресе!»

 

Накануне вечером, 2 марта, епископ Феофан совершил Всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru