Епископ Феофан совершил Литургию в Богоявленском храме п. Морки

 

 

   В день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — 12 февраля — епископ Феофан совершил Божественную литургию в Богоявленском храме п. Морки.

 

   Его Преосвященству сослужили: секретарь Епархиального управления протоиерей Адександр Михайлов, настоятель Богоявленского храма п. Морки протоиерей Леонтий Очетов, настоятель храма Рождества Христова с. Арино протоиерей Николай Чузаев, настоятель Казанского храма с. Шиньша иерей Евгений Шамаев, клирики Никольского кафедрального собора г. Волжска иерей Виталий Ульянов и диакон Иоанн Захаров.

 

   После прочтения заамвонной молитвы духовенство перед праздничной иконой пропело славление святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

 

   В проповеди владыка напомнил историю праздника.

 

   При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

 

   Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

 

   Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

 

   Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.

 

   Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

 

   Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

 

   Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу – Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

 

   «Надеюсь, что сегодня мы с вами, вознеся искренние молитвы этим святителям, сподобимся от Бога милости, дарования помощи на тернистом жизненном пути, по которому мы с вами идем к заветной цели, каждый в своей душе, – к соединению с Богом ещё здесь, на земле, а по отшествии в мир вечности к тому, чтобы мы вечно пребывали в блаженной жизни со Христом Иисусом Господом нашим», - сказал епископ Феофан.

 

   В завершение владыка поздравил протоиерея Леонтия Очетова с днем рождения и вручил богослужебную просфору, крест с украшениями и букет цветов.

 

   «Желаю, чтобы благочестивая жизнь, доброе пастырское сердце могло утешить многих людей, приходящих в этот святой храм с молитвой за утешением. Верю, что отец Леонтий многим людям уже помог за время своего служения и поможет многим душам человеческим обрести мир с Богом, внутреннюю духовную радость, которую мы с вами, братия и сестры, особенно ощущаем, когда искренне попросим прощение у Бога. Чтобы Вы могли всегда делиться этой радостью благодатной с вверенной Вам паствой Христовой», — пожелал архипастырь.

 

   После этого духовенство и прихожане пропели настоятелю «Многая лета». Воспитанники воскресной школы подарили батюшке песенное поздравление.

 

   В ответном слове настоятель Богоявленского храма протоиерей Леонтий Очетов поздравил владыку Феофана с прошедшим 23 января днём тезоименитства и преподнёс в дар монашеский клобук.

 

Использован материал сайта: http://www.pravoslavie.ru/

ФОТОГАЛЕРЕЯ

контакты

 

Религиозная организация «Волжская Епархия

Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Почтовый адрес для писем:

425000, РМЭ, г. Волжск,  ул. Палантая д. 38.

Телефон: +7 (927) 88-88-998

E- mail: volzhsk-eparhia@yandex.ru

 

Информационный отдел:E-mail: info-epar12@yandex.ru

 

 

Сайт создан по благословению епископа Волжского и Сернурского Феофана

Дизайн и верстка —info-epar12@yandex.ru